Здесь видят сердцем


Улыбки, задорный смех, бойкая возня на переменах, ровные голоса учителей, объясняющих новый материал… По атмосфере и настроению Трубчевская школа-интернат мало чем отличается от обычных общеобразовательных учреждений Брянского региона. Ее специфику выдают, пожалуй, только пухлые учебники, напечатанные шрифтом Брайля, на партах некоторых ученикови непривычно маленькие классы — по 7 — 12 человек. Однако за этими внешними особенностями скрывается насыщенная жизнь единственной в области школы, в которой работают с абсолютно слепыми и слабовидящими детьми. Жизнь, полная огромного труда, преодолений, в которой при этом находится место радости новых открытий и побед.

Детские объятия

История Трубчевской школы-интерната начинается в 1944 году. Учреждение создали как областную начальную школу для слепых детей. Спустя 14 лет, не меняя специфики, учебное заведение стало восьмилеткой, а с 1976-го было преобразовано в областную среднюю школу-интернат для слепых и слабовидящих детей.

2012 год принес с собой еще более ощутимые изменения, в результате которых в школе появились отдельные классы для ребят с отставанием в развитии. Однако большую часть учеников по-прежнему составляют слабовидящие дети.

Заполняемость в Трубчевской школе-интернате практически полная. В рассчитанном на 100 мест учебном заведении сегодня обучаются 94 воспитанника.

— Круглосуточно у нас пребывают 72 ребенка, — рассказывает директор школы Юрий Робкин. — Это дети буквально из всех районов области. Каждый день забирают домой только ребят из Трубчевска и близлежащих деревень. Остальные находятся здесь постоянно, за исключением каникул и выходных.

Как отмечает Юрий Александрович, состав в школе достаточно непростой: 41 ребенок-инвалид, пять детей-сирот, восемь опекаемых. Однако здесь к каждому находят свой особый подход. А дети в свою очередь отвечают взрослым открытостью, доверчивостью, общительностью, добротой.

— Первое, что меня поразило, когда я пришел сюда работать, это объятия, — вспоминает директор школы. — Дети с нарушением зрения сразу обнимают. Они не видят человека, но прикосновения дают им возможность его почувствовать. И вот это удивительно трогает, располагает к ребенку.

Возможно, именно благодаря теплоте детских объятий школа ощущается как большая, дружная семья.

Индивидуальный подход

Ребята здесь почти ни на минуту не остаются одни. С ними занимаются 28 учителей, 13 воспитателей. Есть в штате логопед, педагог-психолог и социальный педагог.

— Учебный план нашей школы состоит из двух частей: первая — образовательная, вторая — внеурочная, в которую входит коррекционная работа, — поясняет заместитель директора по учебно-воспитательной работе Наталья Климова. — Это отличительная особенность школы. У нас есть такие дисциплины, как охрана зрения, ориентировка в пространстве, социально-бытовая ориентировка.

Как подчеркивает Наталья Николаевна, оценки по этим предметам не выставляются. Учителя анализируют развитие тех или иных навыков у ребят и в конце года составляют план работы на следующий.

— Все дети ориентируются в пространстве по-разному. У нас учится абсолютно незрячий мальчик, который и на сцене танцует, и двигается так, что на первый взгляд никто не скажет, что у него какие-то проблемы со зрением. А есть более осторожные ребята, которые больше любят ходить за ручку. Может быть, это из-за страха упасть, споткнуться. Конечно, с такими детьми необходимо строить работу по-разному. И педагог ее планирует, - говорит Наталья Климова.

Индивидуальный подход в Трубчевской школе-интернате прослеживается не только на коррекционных занятиях. Это общий девиз, практически заповедь. В классах, где рядом со слабовидящими ребятами занимаются полностью слепые, учителя придерживаются ее неукоснительно.

— Незрячим детям, конечно, требуется больше внимания. Сначала учишь их, как держать тетрадь, как работать с грифелем. Учимся колоть шеститочие, - рассказывает преподаватель начальных классов Людмила Кучина. — Такие ребята обычно неплохо читают, пишут. А вот математика им трудно дается. Счетного-то материала они не представляют. И приходится уже что-то свое изобретать… Вот сама сделала линейку с лентой чисел по Брайлю. По ней научились считать до 10, а потом и до 20. При работе с нашими детками многое, если не все, зависит именно от учителя.

«Доступная среда» в действии

В классе Людмилы Евгеньевны по Брайлю обучается один ребенок. Всего же в школе-интернате на сегодняшний день таких учеников 11. Серьезное подспорье для учителя при работе с ними и их слабовидящими товарищами — хорошая материально-техническая база, которую школа по возможности пополняет.

Так, в прошлом году по государственной программе «Доступная среда» учреждение приобрело оборудование на 4,5 миллиона рублей.

— На эти деньги мы сумели купить много интересного и полезного для наших детей. Например, портативные и стационарные увеличители, «говорящие» книги, читающую и сканирующую машину, мультимедиа-проекторы, электронные доски, специальную программу для ребят с дефектами речи, реагирующую на дыхание, которая диагностирует и корректирует речевые расстройства, - рассказывает Юрий Робкин.

В рамках «Доступной среды» Трубчевская школа-интернат получила и современный компьютерный класс: девять компьютеров с брайлевскими дисплеями и набором дорогостоящих специальных программ для слепых и слабовидящих детей, принтер, который распечатывает тексты с шрифтом Брайля, и соответствующую печатную машинку с функцией подключения к компьютеру. Также здесь активно используют тактильный принтер.

— Принцип его действия прост, — объясняет учитель информатики Татьяна Ермакова. - На специальной бумаге черным карандашом делается рисунок или чертеж, а затем помещается в принтер. Внутри бумага нагревается. Черные карандаши сделаны из угля. Происходит реакция, в результате которой рисунок становится выпуклым. Незрячие дети могут его потрогать и почувствовать, что там нарисовано.

Помимо денег, выделенных на оборудование, в 2016 году школа получила по госпрограмме почти два миллиона рублей на ремонт. Эти средства пошли на обновление дверей, полов, на оборудование специальной ванной комнаты для детей-инвалидов и установку пандусов.

— Да, колясочников у нас пока нет, но они могут появиться, и мы готовы их встретить, — отмечает директор школы.

В конце марта реализацию программы «Доступная среда» в учебном заведении проверили активисты Общероссийского народного фронта. Их вывод по итогам визита: «Образовательное учреждение соответствует условиям, способствующим освоению детьми-инвалидами образовательной программы». Однако эксперты ОНФ посоветовали руководству интерната не останавливаться на достигнутом и продолжить реализацию мероприятий по обеспечению доступной среды. И о рекомендации «фронтовиков» в школе не забывают, стараясь при этом облегчить для ребят дорогу не только к знаниям, но и к творческим вершинам.

Творчество без границ

Спорт, танцы, музыка, вокал, изобразительное искусство… Имена воспитанников Трубчевской школы-интерната и их наставников звучат практически на всех уровнях — от районного до российского. Только в прошлом номере «Брянская учительская газета» писала об успехах Егора Путренкова на всероссийской спартакиаде для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Москве и Софьи Рыжик на всероссийском фестивале «Жизнь безграничных возможностей». Учителя не жалеют времени и сил на подготовку ребят. И те, и другие работают увлеченно.

— Когда мы сказали Софье, что она поедет в столицу, девочка буквально загорелась этой идеей. Жила ею. Целое лето готовилась. Платья мы ей помогли шить. Конечно, Софья их не может увидеть, но она же чувствует. Наряд, новая прическа, нужное настроение — и успех, - вспоминает Юрий Робкин.

— Вообще особых трудностей нет, если у ребенка есть талант. Только выбрать хорошую песню, чтобы она нравилась, — добавляет учитель музыки Вера Слободнюк, которая сама десятилетия назад окончила Трубчевскую школу-интернат, вернулась сюда уже преподавателем и успела воспитать немало юных звездочек.

Будущее

К слову, многие воспитанники школы по ее окончании выбирают именно музыкальный путь. Например, ученица Веры Николаевны — Светлана Сысоева. Девушка с красным дипломом окончила Курский музыкальный колледж-интернат слепых и теперь получает высшее образование в Москве. На последнем курсе музыкального колледжа — еще одна выпускница трубчевской школы Ирина Котова.

В списке популярных среди выпускников школы-интерната профессий — медсестра, массажист, учитель и другие.

— С прошлого выпуска у нас двое детей учатся в Трубчевском профессионально-педагогическом колледже. По одному - в местном политехническом техникуме, Региональном железнодорожном техникуме, медколледже и филиале Брянского государственного аграрного университета. В целом, если ученик хорошо занимается, для него открыты многие двери. Тем более что по окончании школы наши дети получают знания, сопоставимые с образованием в обычных школах, и аттестат государственного образца, - резюмирует заместитель директора Наталья Климова.

Мария Сухова

Фото автора

Источник: http://bug32.ru/society/education/2017/10/20/zdes-vidyat-serdcem-ili-chem-zhivet-edinstvennaya-na-bryanshhine-shkola-dlya-slepyx-detej/

 


Понравилась статья? Порекомендуйте ее друзьям!
Яндекс.Метрика
WordPress Lessons
Сайт использует cookie-файлы и другие аналогичные технологии. Если, прочитав это сообщение, вы останетесь на сайте, это означает, что вы не против использования этих технологий.