Высокая честь


Приятно писать о земляках. Вдвойне – когда узнаешь, как они проявили себя на жизненном пути вдали от родительского гнезда, откуда разлетелись, едва встав на крыло. С одним из них, уроженцем с. Суслово, мне посчастливилось встретиться в стенах редакции.

-Киреев Николай Сергеевич, — сказал мне высокий, плотного телосложения, с красивой сединой, мужчина и протянул мне руку. – Подполковник запаса.

Слово за слово, и мы как будто давние знакомые стали вспоминать людей, которые жили тогда в селе, трудились в колхозе «Мечты Ильича». Мой собеседник рассказывал о своем отце Сергее Яковлевиче, который, пройдя всю Великую Отечественную войну, принимал участие в ликвидации квантунской армии, в ноябре 1945 вернулся домой живым и невредимым. О маме, Дарье Лаврентьевне, которая, пережив оккупацию, до ухода на пенсию работая в колхозе, смогла поставить на ноги дочь и трех сыновей.

Куда только ни бросали жизненные дороги Николая. После получения аттестата о среднем образовании решил паренек выучиться на киномеханика. Пройдя обучение, работал по этой профессии по Глодневскому кусту. Бывало, что за один вечер, крутя кино, объезжал такие населенные пункты, как Пожар, Казинка, Глушня, Вежонкка, Перескоки. На другой – поселки Троицко-Никольский, Майский, Чищино, Наверты, Дубрава.

В конце 1966 года решил Коля попробовать себя на другом поприще: он махнул в Алтайский край в город Барнаул, где устроился работать слесарем. Оттуда был призван в армию. Отслужив срочную, вынужден был из-за болезни мамы (в 1965 году отец трагически погиб) вернуться на сусловскую землю. Вчерашнего солдата пригласили вести уроки труда и физкультуры в местной школе. И, наверное, работал бы он там до ухода на пенсию, не появись здесь новый биолог – выпускница пединститута по имени Алла. Отработав по распределению положенные три года, девушка твердо решила вернуться на родину в Белоруссию.

-Так, — улыбается Николай Сергеевич, — встретив свою первую любовь, я оказался «за границей». Сначала работал на нефтеперерабатывающем заводе начальником караула, оперативным дежурным. В 1983 году меня перевели начальником пожарной части в г. Мозырь Гомельской области.

К этому времени наш земляк успел заочно окончить военно-пожарное училище, Мозырский пединститут. Добросовестно, с душой относясь к порученной работе, он за короткое время превратил часть в образцовое подразделение, которое было лучшим не только в Белоруссии, но и в Союзе. За годы работы здесь были организованы клуб юных пожарных, учебно-методический центр.

Когда в 1991 году Николаю Сергеевичу предложили возглавить Республиканский отряд специального назначения, жена и дети восприняли это как должное.

-Может быть, это прозвучит нескромно, — говорит он, — но, глядя на то, каким отряд стал сегодня, я испытываю настоящую гордость. Сейчас РОСН стал таким, о каком я мог тогда только мечтать. Сегодня сбылись мои самые смелые ожидания.

Если о его детище говорить языком цифр, то они таковы: за годы действия РОСН его сотрудниками спасено, эвакуировано 2853 человека, ликвидировано 3169 чрезвычайных ситуаций, 12 работников отряда имеют опыт ликвидации ЧС за рубежом, в состав РОСН входят подразделения, базирующиеся в городах Минск, Солигорск, Пинск. 58 работников удостоены медали «За безупречную службу». 9 стран принимали помощь РОСН в доставке гуманитарной помощи. Специалисты Республиканского отряда специального назначения провели 19 международных операций.

Справка

РОСН был создан постановлением Совета Министров Республики Беларусь 15 мая 1991 года №179. В 1993 его начальник Николай Сергеевич Киреев докладывал Совету Министров о том, что РОСН активно ведет подготовку личного и начсостава. Обучено 166 человек, в т.ч. 66 — мастеров спасателей, 5 — инструкторов-подрывников. отряд пополнился службами: водолазно-спасательной, связи и оповещения, – центрами химической и радиационной защиты, медицинского обеспечения, другими. В настоящее время в отряде, теперь он именуется спецназ МЧС, 500 человек.

Довелось нашему земляку принимать участие и в ликвидации аварии, произошедшей 26 апреля 1986 года на Чернобыльской АЭС. Полгода он со своими подчиненными тушил лесные, торфяные пожары. Тогда ему как начальнику Мозырской части были подчинены все находящиеся в определенном радиусе подразделения. Именно благодаря ему, как писали белорусские СМИ, удалось предотвратить дальнейшее распространение радионуклидов по стране. От загрязнения радиацией были спасены десятки деревень и поселков.

-Пережитое нельзя забыть, — говорит Николай Сергеевич. – Летом пришла жара. Вокруг все плавилось, как в Сахаре. Каждые сутки мы тушили по 5-6 крупных пожаров. За час расходовали по 50 и более тонн воды. По всем требованиям мы должны были тушить пожары в резиновых костюмах Л-1 и респираторах. Но когда на улице +30, на горящем торфянике +50, больше 20 минут работать в них было невозможно: закипала кровь, не дышала кожа, дальше – головокружение и обморок. Опасность мы знали на вкус: от повышенной радиации на губах была всегда легкая сладость. А спустя время стали появляться фотографии моих коллег в черных рамках. Многие из них навсегда остались в «Книге мужества», изданной МЧС. Чернобыль сыграл с нами злую шутку: сладкий вкус на губах отозвался горечью потерь в наших сердцах.

О чем только ни говорил, вспоминая те годы, Николай Сергеевич: о горевшем на полях урожае, об огненных кольцах, в которых оказывался не раз, о стаях одичавших кошек и собак. В его памяти свежи эпизоды ликвидаций пожара на нефтеперерабатывающем заводе, на перекачивающей станции нефтепровода «Дружба». Да только ли эти!

В 1994 году в звании подполковника ушел наш земляк в отставку, но тут же поступило предложение возглавить зону отчуждения, в которую были включены области, подверженные радиации. И еще почти 5 лет он занимался Чернобылем. Сколько было спасено им жизней, один Бог, наверное, знает. Изымали выловленную в р. Припять и закопченную рыбу, которую дельцы разных мастей готовили для продажи. Запрещали перевозку из запретной зоны стройматериалов, срубов, домов, разной техники. И только в начале 2000 года, сполна выполнив свой долг, ушел этот первопроходец на заслуженный отдых. Но военная династия семьи Киреевых продолжается. По стопам отца, отдавшего многие годы офицерской службе, пошли дети. Сын Александр и дочь Вера после окончания академии МВД носят погоны подполковников.

Души не чают супруги Киреевы в своих внучках: Маше, Вареньке, Яне и внуке Ване.

Расставаясь, поинтересовался у Николая Сергеевича, как к его работе, особенно связанной с Чернобылем, относилась жена Алла Григорьевна.

-Офицерские жены, — услышал в ответ, — женщины мужественные. Так что мой тыл был прикрыт надежно. Я рад и горд, что моя жизнь сложилась именно так. Я честно и преданно служил народу, а это – высокая честь.

На снимке: Н.С. Киреев с внуком.


Понравилась статья? Порекомендуйте ее друзьям!
Яндекс.Метрика
WordPress Lessons
Сайт использует cookie-файлы и другие аналогичные технологии. Если, прочитав это сообщение, вы останетесь на сайте, это означает, что вы не против использования этих технологий.