Кому память, кому слава…


С Сергеем Епифановичем Шейкиным я познакомился сорок лет тому назад в районном Доме культуры на встрече ветеранов Великой Отечественной. Отмечался 30-летний юбилей Победы. В просторном зале – яблоку негде упасть, блеск орденов, медалей слепит глаза, много слов, цветов, слез и улыбок. Ведущие встречи предоставляли слово одному, другому, третьему… До Сергея Епифановича очередь не дошла, хотя в ветеранской среде он выделялся своими «нешуточными» наградами – на лацкане пиджака красовались два ордена Славы, ордена Красной Звезды и Отечественной войны II степени, медаль «За отвагу» и ведомственная медаль Министерства лесного хозяйства, так как Сергей Епифанович работал лесничим.

…В общем, говорили другие.

«Так всегда бывает: слово берут те, у кого заслуг поменьше», — подумал я, нисколько не умаляя подвига  участников встречи.

Спустя какое-то время дочь Сергея Епифановича, Евдокия Сергеевна Шейкина познакомила меня с двумя публикациями. Одна сделана в апреле 1945 года во фронтовой газете «За Отечество», другая — в наши дни, в «районке», из которых вкратце можно было узнать о фронтовых буднях ее отца.

Фронтовая газета писала, что сержант Шейкин владеет мастерством артиллерийского разведчика – наблюдателя, умеет отлично маскироваться, много раз попадал в трудное положение, но всегда блестяще выполнял поставленные боевые задачи.

Готовясь к боям в фашистском логове, Шейкин настойчиво изучал правила наблюдения, методы ведения разведки и боевой опыт бывалых артиллеристов-разведчиков. Задолго до начала наступательных боевых действий он провел много дней и бессонных ночей на переднем крае, следя за врагом и его огневыми точками. Накануне артиллерийской подготовки он выявил и засек 8 огневых точек и одну минометную батарею, которые были уничтожены нашими артиллеристами, и пехота без жертв форсировала водный рубеж. Вчера гитлеровцы дважды предпринимали контратаки, чтобы сорвать наступление и дважды были биты. Зоркий глаз разведчика распознавал планы врага. Командованию были своевременно сообщены координаты местонахождения танков и артиллерии противника, места скопления пехоты. Артиллеристы упредили действия фашистов и нанесли им большой урон.

А вот рассказ о более раннем периоде фронтовой биографии С.Е.Шейкина уже из районной газеты.

… «С берегов Десны дороги привели к Днепру. Массовым был героизм наших воинов при форсировании реки.

Батальон, в котором служил С.Е.Шейкин, сумел быстро переправиться на западный берег, занять плацдарм и удержать его…

… На украинской земле личный героизм нашего земляка был отмечен дважды: высшими солдатскими орденами Славы III и II степени…»

Очень захотелось подробнее расспросить С.Е.Шейкина о его фронтовой судьбе, но встречу все откладывал на потом, и, в конце концов, она так и не состоялась, так как в декабре того же юбилейного 1975 года, Сергея Епифановича не стало. Подвело сердце. Сказались ранения, пережитое. Прожил он всего 56 лет.

Представители власти, жители Каменки похоронили Сергея Епифановича на деревенском кладбище. Семья установила на могиле скромный памятничек, который стоит до сих пор и давно требует замены.

— Обращалась в Ритуальную компанию, но, чтобы изготовить новый памятник отцу на льготных условиях, необходимо предоставить удостоверение участника Великой Отечественной войны, — рассказывает Евдокия Сергеевна. – Да только в то время, на момент смерти отца, удостоверения еще не выдавались.

— «Не вовремя умер», — сказали мне, когда стала ходить по инстанциям.

— Но какое-то решение должно быть, — подумал я и связался с Ритуальной компанией. Ее представитель объяснил, что перечень необходимых документов для установки памятников участникам войны утверждает Министерство обороны, что Ритуальной компании удалось добиться, чтобы этот перечень был расширен. Теперь вместо удостоверения Участника можно предъявить архивную справку, подтверждающую участие в боевых действиях.

Но, ведь, на получение такой справки уйдут месяцы, — подумал я. — По справкам военкомата вдовам выдают сертификаты на миллион рублей, а для установки памятника требуют архивные изыскания, несмотря на то, что на руках у моей собеседницы и военный билет, и красноармейская книжка, подтверждающие участие в боевых действиях ее отца. Но, увы, приходится придерживаться установленной инструкции.

Евдокии Сергеевне я посоветовал набраться терпения и отправляться в долгий путь для решения в общем-то простой, житейской проблемы. Тогда к 70-летию Победы на могиле ее отца Ритуальной компанией, возможно, будет установлен новый памятник.

В районном Совете ветеранов 26 января от представителя этой  компании можно будет получить более полную консультацию на этот счет.

Конечно, было бы правильно, если бы Министерство обороны упростило порядок установки памятников участникам Великой Отечественной войны, что ускорило бы решение этих вопросов.

В.КОВАЛЕНКО

На снимке: С.Е.Шейкин в кругу семьи


Понравилась статья? Порекомендуйте ее друзьям!
Яндекс.Метрика
WordPress Lessons
Сайт использует cookie-файлы и другие аналогичные технологии. Если, прочитав это сообщение, вы останетесь на сайте, это означает, что вы не против использования этих технологий.