Лучший журналист месяца за ноябрь 2022 года


Подведены итоги конкурса «Лучший журналист месяца» за ноябрь 2022 года. В результате рассмотрения работ конкурсная комиссия признала победителем Татьяну Туркову, обозревателя ГБУ «Редакция газеты «Севская правда»  с материалом «Бережный хранитель прошлого». .

Поздравляем Татьяну Николаевну и представляем вниманию посетителей сайта ее материал.

 

Бережный хранитель прошлого

Мало кто не знает в нашем городе Вадима Федоровича Инархова.Труженик тыла, ветеран труда. Его называют старожилом старинного Севска. Высокий, худощавый, интеллигентный, с хорошими манерами. Несмотря на свой почтенный возраст (90 лет), он не утратил силу мысли, веры в лучшее, как и благородные манеры. Уступить дорогу, помочь надеть пальто, угостить сладостями — это все еще в его духе.

Многие помнят его как инспектора районного отдела образования, возможно, кто-то вспоминает как начинающего учителя Хинельской школы. В нашем классе (Севской средней школы № 2) Вадим Федорович вел уроки астрономии…

Это было несколько лет назад, но теперь звезды сошлись так, что я беру интервью у своего учителя, как будто на обсуждении одной из тем, только теперь мы поменялись ролями. Об уроках своей жизни и рассказал мне Вадим Федорович. Поражает мужество 90-летнего интеллигента, пережившего не один удар судьбы. Он смотрит на уготованные ему испытания смело и открыто, принимая все, как есть, когда, в принципе, ничего другого не остается. Два года назад он потерял любимую жену, а впоследствии через месяц и единственного сына. Их жизни унесла пандемия коронавируса.

Уголок памяти

Деревянный круглый столик у окна, застланный хлопчатобумажной скатертью. Две фотографии. Взгляд Валентины Николаевны выражает строгость и мудрость женщины, познавшей жизнь, умеющей философски относиться к проблемам. Я ее не знала. А вот творчество сына, Александра Вадимовича, известно было многим. Так, часто после слов ведущих «Для вас поет Александр Инархов», на сцену выходил певец, покоривший многих своим природным обаянием и талантом. Его голос нельзя было спутать ни с чьим другим. Неповторимый, особенный. Песни собственного сочинения о Севске никого не оставляли равнодушным. За окном, обрамленным сиреневыми шторами, накрапывал мелкий дождик, и тут же в голове зазвучали слова его песни «А над Севском, а над Севском тихо дождик моросит…»

Об этом я вспоминала, глядя на портрет, размышляя, как же тяжело жить, когда вместо самых дорогих и близких людей остаются лишь фотографии.

Между портретами в рамках из натурального дерева бередили память, не давая усомниться в иной возможности отсутствия любимых людей — лапка ели и бутоны засохших роз, да еще объемный том Библии, обернутой в черный переплет…

Без вины виноватый

Это почти все, что осталось у Вадима Федоровича, не считая воспоминаний, которые так часто не дают уснуть… Собственно, кем бы мы были, если бы нам не о чем было вспомнить? Иногда проходит не один десяток лет, а целых восемь, но мгновения не стираются, боль не притупляется, особенно, когда человек уходит из жизни без вины виноватым. Так было с отцом Вадима Федоровича – Федором Степановичем Инарховым.

Когда смертный приговор 29 июля 1938 года по делу его отца был оглашен, Вадиму было всего пять лет. О дорогом человеке он мало помнит, но остались фотографии Федора Степановича – выпускника Московского института стали и цветных металлов вместе со своими товарищами. Элита общества того времени – настоящие парни, красивые своим умом, интеллигентностью, порядочностью.

Вчерашний выпускник института, а сегодняшний инженер-металлург, он был направлен в Сталинград, где трудился на заводе «Красный Октябрь». Профессионал своего дела, работал начальником прокатного цеха, отдела технического контроля. Жена Елизавета Евгеньевна, сын Вадим. Все было хорошо и мирно, несмотря на непростые времена, вернее сказать, тяжело, но терпимо, до тех пор, пока наркомом внутренних дел не был назначен Н.И. Ежов. Учебники истории описывают его как жестокого человека, лично пытавшего арестованных. Да и немногие, оставшиеся в живых после пересмотра уголовных дел тоже. За недачу «нужных» показаний, не имея моральных сил признаться в том, чего никогда не совершали, людей пытали до потери сознания, приводили в себя, обливая холодной водой, продолжая снова.

Приговор по делу Ф.С. Инархова был оглашен 29 июля 1938 года, приведенный в исполнение в тот же день. У осиротевшей семьи конфисковали все имущество, переселили в тесную квартирку на окраине города, пятилетнего Вадика хотели отдать в детский дом для «врагов народа». Елизавету Евгеньевну отправили на тяжелые физические работы в составе трудовых колонн НКВД. Спустя несколько месяцев Елизавете с сыном удалось уехать в Севск, на Родину. Там, в родном районе в селе Селечня, десять лет назад познакомились Елизавета и Федор. Их родители происходили из простых крестьянских семей, где привыкли много трудиться, выращивая семена сахарной свеклы у помещика Пятакова.

Бабушка, Мария Александровна, приютила и обогрела дочь и внука своим теплом. Но находиться в неге семейного уюта оставалось недолго. До начала Великой Отечественной войны Вадим успел побыть только первоклассником. Дальше голод, холод, война, разруха… Когда наступали немецкие войска, эвакуировались в село Юрасов Хутор, потом в Гапонова. Шли пешком; во тьме ночи было светло, как днем, от зарева горящих домов. Чтобы немцам ничего не досталось…

Две Елизаветы

Недалеко от села Гапонова в поселке Зайцевский в эвакуации находилась семья потомка декабриста Якушкина, Петра и его жены Елизаветы Ефангиевны. Немка по происхождению, она преподавала иностранный язык, который блестяще знала. Елизавета в свое время окончила Берлинскую консерваторию, прекрасно играла на фортепиано, чему обучила и свою дочь Софью Петровну.

Елизавета Евгеньевна и Елизавета Ефангиевна частенько гостили друг у друга и были очень дружны.

Вадим Федорович знает много фактов, представляющих интерес с точки зрения исторического прошлого Севска.

Сквер «Память»

Праправнук известного декабриста Ивана Дмитриевича Якушкина, изображенного на переднем плане картины Репина «Декабристы в ссылке», Петр Якушкин, в свое время преподавал в реальном училище г. Севска. Долгое время он лелеял мечту создать сквер на берегу реки Сев, и она осуществилась. Среди участвовавших в посадке деревьев студентов был и будущий академик Иван Георгиевич Петровский. Все вместе высадили липовую аллею, а вдоль дорожек тополя, которые с высоты птичьего полета образовали первую букву его фамилии «Я», прославляя его в веках. Иной путник был благодарен за прохладный ветерок тополей, другой сидел на лавочке в тени задумчивых лип… А сколько признаний влюбленных было слышно в шепоте листвы…

До революции, в 1914-1915 годах здесь работал буфет, и играл духовой оркестр. Спустя сто лет, с 2019 по 2020 годы, велась реконструкция сквера, названного «Память».

Мало кто знает, что садовод Петр Якушкин прекрасно рисовал масляными красками, особенно хорошо ему удавались натюрморты и пейзажи, где обязательно буйствовала сирень, царствовали розы…

В годы эвакуации в упомянутом поселке Зайцевский Якушкины скончались от эпидемии сыпного тифа.

Один учебник на весь класс

Образование Вадим продолжил в 1943 году после освобождения Севска. В здании, где сейчас расположено бюро ритуальных услуг, когда-то находилась начальная школа. Для нескольких учеников был всего один учебник. На поставленных вокруг стола скамьях сидел и занимался целый класс. Вадим Федорович до сих пор с великим уважением и благоговением называет имена своих учителей – Мария Васильевна Панова, Александра Константиновна Деменкова.

— Все кто желал учиться дальше, пошли в пятый класс старейшей школы имени Октябрьской революции, уцелевшей благодаря тому, что во время войны в ней располагался госпиталь.

Выбирая чем зарабатывать на жизнь, выпускник школы № 1 избрал для себя учительскую стезю, пополнив новую группу студентов физико-математического факультета Новозыбковского пединститута.

Учителем математики и физики он по распределению попал в Хинельскую школу Севского района. Там же начинала свою трудовую деятельность молодая девушка, выпускница Казанского педагогического института, учитель русского языка и литературы Валентина Николаевна Алячина. Ее отец по долгу службы был переведен в Севский военкомат из столицы Татарстана.

Александр Матвеев, за которого вышла замуж одна из его дочерей, Лидия, проходя воинскую службу в Гаване, участвовал в подавлении контрреволюционного мятежа, за что ему лично руководитель Кубинской республики Фидель Кастро вручил медаль.

Школьный роман длиной в жизнь

Молодые учителя Валентина и Вадим с началом нового учебного года симпатизировали друг другу, сами не зная того, что это начало их школьного романа длиной в жизнь…

Погожим солнечным днем 18 июня 1956 года, гуляя по зеленым улицам по-летнему нарядного Севска, благоухающего ароматом цветущих акаций, мило беседуя, Вадим спонтанно предложил своей спутнице, держа ее за руку, стать его женой. Молодые люди расписались в тот же день в отделе ЗАГС, о чем свидетельствует памятная запись в книге регистрации браков…

Реабилитирован посмертно

Спустя 19 лет дело по обвинению отца Вадима Федоровича было пересмотрено Военной коллегией Верховного суда СССР 19 января 1957 года. «Приговор Военной коллегии от 29 июля 1938 года в отношении Инархова Ф.С. по вновь открывшимся обстоятельствам отменен, и дело за отсутствием состава преступления прекращено. Инархов Ф.С. реабилитирован посмертно», — гласит документ, выданный начальником секретариата военной коллегии Верховного суда Союза СССР. Только что теперь это изменит? Горечь, боль и, увы, поздно восторжествовавшая справедливость.

Позднее специальным постановлением Волгоградской прокуратуры Вадиму Федоровичу присвоен статус человека, пострадавшего от политических репрессий.

Осень жизни, как и осень года…

Вместе с уходом из жизни близких людей остановилось даже, кажется, само время, как и строительство нового дома. Старинный будильник в уголке памяти, на столе у их фотографий, без циферблата, как молчаливый свидетель всей жизни, больше не отсчитывал минуты. Вадим Федорович так часто любит проводить здесь время, вспоминая, размышляя, как когда-то все было по-другому.

Младший внук Алексей, исполняя наказ отца, заботится о дедушке. Старший, Михаил, кандидат медицинских наук, сосудистый хирург Курской больницы, знает, как поддержать и укрепить его здоровье. С невесткой Наташей, когда она из Москвы приезжает в Севск, всегда поговорит по душам за чашкой чая.

Богатое прошлое, в которое вместились боль, скорбь, любовь вновь и вновь наполняет каждый его день.

Татьяна ТУРКОВА.


Понравилась статья? Порекомендуйте ее друзьям!
Яндекс.Метрика
WordPress Lessons
Сайт использует cookie-файлы и другие аналогичные технологии. Если, прочитав это сообщение, вы останетесь на сайте, это означает, что вы не против использования этих технологий.