МЕСТНЫЙ РЕФЕРЕНДУМКАК ОСНОВНАЯ ФОРМА УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ


Местное самоуправление в Российской Федерации — это важнейший институт гражданского общества, благодаря которому население имеет возможность самостоятельно решать вопросы местного значения и принимать непосредственное участие в управлении государством (путем проведения референдума).

Происхождение термина «референдум» латинское. Он означает нечто, «что должно быть сообщено». Историки установили, что первый в истории общества референдум был проведен в одном из кантонов Швейцарии в 1439 году. Именно Швейцария считается родиной референдумов: там в 1848 году референдум, как народное волеизъявление, был зафиксирован в конституции.

Главным документом, закладывающим правовую основу институтов прямой демократии на местном уровне в России, является Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993).

Действующая Конституция РФ говорит о референдуме как высшем непосредственном выражении власти народа наряду со свободными выборами (часть 3 статьи 3).

Широкое распространение местные референдумы в России получили в конце 1980-х — начале 1990-х гг. В 1995-1996 гг. они активно использовались для принятия уставов муниципального образований. В 1996-1998 гг. активность проведения местных референдумов связана со становлением местного самоуправления. В последние годы местные референдумы касались вопросов территориального устройства, организации местного самоуправления в конкретном муниципальном образовании, формирования его органов, изменения его границ и утверждения программ развития, возможности строительства объектов, опасных для окружающей среды, и иных вопросов.

Организация и проведение референдумов в России (в том числе местных) регулируются различными нормативными правовыми актами. Основные положения содержатся в федеральных законах от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Детально порядок проведения местных референдумов регулируется законами субъектов РФ о местных референдумах и уставами муниципальных образований.

В Брянской области таким законом является Закон Брянской области от 10.11.2006 № 102-З «О местном референдуме Брянской области».

В местном референдуме в Российской Федерации могут принимать участие все граждане, проживающие на территории муниципального образования и достигшие возраста 18 лет.

Суть местного референдума — это голосование избирателей, посредством которого принимается решение по вопросам местного значения. Это наиболее важные вопросы, которые прямо и непосредственно связаны с интересами жизни и быта населения, проживающего на соответствующей территории.

Граждане Российской Федерации участвуют в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Участие в референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействия на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме.

Инициировать местный референдум имеют право граждане РФ, проживающие на территории конкретного муниципального образования. Важная особенность местного референдума заключается в том, что участвовать в нем также имеют право иностранные граждане, которые постоянно проживают на территории муниципального образования, но при условии, что данная возможность закреплена международным договором между Российской Федерацией и государством, гражданином которого иностранное лицо является.

Еще одной особенностью является невозможность участия в референдуме военнослужащих, проходящих срочную службу и проживавших ранее в другом муниципальном образовании.

Кроме этого, в местном референдуме не имеют права участвовать граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Законодательством определен исчерпывающий перечень вопросов, по которым проведение местного референдума невозможно. Например, это вопросы о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, о персональном составе органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления; о принятии или об изменении бюджета муниципального образования.

Также законодательно определено, что при действующем режиме чрезвычайного или военного положения назначение и проведение местного референдума невозможно.

Говоря о юридической силе решения, принятого на референдуме, стоит сказать, что оно является обязательным и не нуждается в дополнительном утверждении какими-либо органами. Решение подлежит обязательному исполнению на всей территории муниципального образования, в котором проходил местный референдум. Обеспечением исполнения решения занимаются органы местного самоуправления в муниципальном образовании.

Принятое на референдуме решение может быть обжаловано в судебном порядке гражданами, органами местного самоуправления, прокурором, уполномоченными органами государственной власти.

Таким образом, местный референдум — одна из главных форм прямой демократии в местном самоуправлении, которая позволяет органам местного самоуправления узнать и учесть мнение населения по решению конкретных вопросов местного значения.

Благодаря институту местного референдума активизируется работа муниципальных органов, повышается общественно-политическая активность граждан, а также их правовая и политическая культура.


Понравилась статья? Порекомендуйте ее друзьям!
Яндекс.Метрика
WordPress Lessons
Сайт использует cookie-файлы и другие аналогичные технологии. Если, прочитав это сообщение, вы останетесь на сайте, это означает, что вы не против использования этих технологий.