На страже детского спокойствия


Одна из главных ценностей страны – дети. Но что делать, если они, сворачивая с торной дороги, начинают плутать в дебрях правонарушений и преступлений? Нужны люди, которые выведут их оттуда.

Спортивный девиз «Быстрее! Выше! Сильнее!» всегда манил школьника Костю Тарасова, впрочем, как и сам спорт. И, закончив школу, парень отправился поступать в Орловский государственный университет на факультет физической культуры. Практику проходил в школе, здесь будущему учителю физкультуры и довелось делать первые шаги к взаимопониманию с юным поколением. И если с младшими ребятами оно достигалось легко, то со старшими нередко возникали трудности. Но будущему педагогу удавалось находить ключик к подросткам, увлечь их тренировками.

После окончания учебы Константин Тарасов отправился исполнять свой воинский долг. Отслужив, сменил несколько профессий, пока не оказался в Клинцах. Это – родина его жены. С ней он познакомился в Орле, когда приезжал повидаться с друзьями в город своей студенческой юности из Москвы, где работал охранником. В Клинцах Константин решил служить в правоохранительных органах. Так Тарасов стал инспектором ОДН, коим является вот уже пять лет.

Если говорить о современных детях, то тут Константин Викторович с сожалением замечает, что их зачастую воспитывают не родители, а Интернет, телевизор и улица. «Если раньше воспитанием занимались взрослые, – говорит Тарасов, – то детям было привито чувство уважения к родителям и старшим, порядочность, ответственность, другие ценности. А сейчас этого нет». Среди поднадзорных инспектора «воспитанников улицы» – большинство. Конечно, рассуждает он, есть и такие, кто, оступившись один раз, становятся потом на верный путь и уже не повторяют своих ошибок, однако подобное происходит далеко не со всеми.

Большую роль здесь играет семья, ведь если она неблагополучная, то, скорее всего, ребенок переймет искаженные ценности от родителей или же, оставаясь без присмотра, воспитания и опеки, начнет вести неправильную жизнь. Поэтому инспектор большую работу проводит и со старшим поколением: беседует с мамами и папами, наносит визиты своим подопечным, проверяет, в каких условиях они растут.
Разумеется, он всячески старается не прибегать к жестким мерам – ограничению в родительских правах или их лишению, перемещению ребенка в приют. Но, к сожалению, порой без них не обойтись. Оставшись без ребенка, родители понимают, что натворили, и стараются исправиться, чтобы вновь воссоединиться со своим сыном или дочкой.

Тем не менее, в последнее время больше обращений в ОДН связано именно с горе-родителями. Неравнодушные соседи сообщают о том, что ребенок, например, ходит грязный и неухоженный, родители не занимаются его воспитанием. Разумеется, сотрудники проверяют ситуацию в семье, составляют протокол, родителей вызывают на комиссию и ставят на учет.

Бывают и тяжелые случаи. Инспектор помнит, как пришлось столкнуться с матерью ребенка, стоящей на учете у психиатра. На контакты с сотрудниками она не выходила, а с сыном обращалась, как хотела. Провести с ней профилактическую работу не представлялось возможным, в итоге ребенок сильно отставал в развитии, школу не посещал и оказался в социально опасном положении. Комиссия постановила забрать его из семьи. Но двери полицейским никто не открыл, и пришлось обратиться к бабушке, которая являлась хозяйкой до-ма. Только с ее помощью удалось проникнуть внутрь и забрать ребенка. Однако через несколько лет у нерадивой матери родился второй ребенок, и она не подпускала к нему даже медсестер и врачей для патронажа. Пришлось забрать и этого малыша.

Среди самих детей на текущий момент из противоправных поступков чаще всего встречаются драки и кражи. И если с первым как-то понятно, то у второго могут быть разные причины. Например, Константин Викторович помнит случай, когда мальчик украл смартфон не потому, что у него не было собственного телефона, а из-за того, что его сверстники насмехались над ним, что его телефон – самый обычный, с кнопками. И мальчик не захотел быть «белой вороной»… В таких случаях работа должна проводиться и с окружением подростков, что также входит в обязанности Константина Викторовича. Он периодически читает лекции в различных учебных заведениях.

Чтобы найти подход к своим ребятам, инспектор старается находить общие «точки соприкосновения» – к при-меру, тот же спорт, и вначале пообщаться с подростком именно на эту тему. И, чувствуя, что между ним и собеседником установилось доверие, Тарасов может уже перевести разговор в нужное русло.

«В нашей работе надо быть психологом, – отмечает инспектор, – чтобы понять, что чувствует подросток. Не нужно сразу, с порога, говорить ему, что, мол, есть люди, которые сказали, что ты украл такую-то вещь. Возможно, ребенок и без того напуган, у него психологическая травма. Поэтому сначала следует разобраться в ситуации».

Когда дети понимают, что Константину Викторовичу можно доверять, они и сами просят о помощи. Например, недавно позвонил маль- чик и сообщил, что его вы-гнали из дому. Сейчас по этому вопросу проводится проверка.

Больше всего в своей работе инспектор Тарасов любит изучать характеры своих подопечных, их внутренний мир, ведь каждый ребенок индивидуален. У него самого подрастает малыш и, возможно, многие знания, приобретенные в ходе работы, помогут воспитывать свое дитя.

Своим подшефным Константин Викторович советует больше размышлять о своих поступках, прислушиваться к совету родителей. А родителям – беречь своих детей и не превращать их жизнь в такую, где родным домом становится приют.

А. Типикина.


Понравилась статья? Порекомендуйте ее друзьям!
Яндекс.Метрика
WordPress Lessons
Сайт использует cookie-файлы и другие аналогичные технологии. Если, прочитав это сообщение, вы останетесь на сайте, это означает, что вы не против использования этих технологий.