Берегите Россию


Сегодня у Прасковьи Кудрявцевой гости. Поздравить её со 100-летним юбилеем пришли представители городской администрации и Совета ветеранов.

«Я только об одном Господа прошу — сберечь мир для вас, дети. Вся жизнь у вас впереди, чтоб шла она в спокойствии и тишине, — именинница вытирает слезы, — чтобы родители ваши дольше жили, и не досталась вам тяжелая доля сиротская».

Отца расстреляли, когда Прасковье было 13 лет.Тогда же маму сослали на Урал. «С тех пор мы о ней ничего не слышали, — рассказывает Прасковья Петровна, — потом вроде сестре сказали, что мама заболела и умерла. Мы даже не знаем, где наша бедная мамочка похоронена».

Когда немцы оккупировали Новозыбков, нашей героине было 26 лет, она уже воспитывала двоих детей. Вспоминает, как фашисты зверствовали. «В той стороне, где маслозавод, стоял сарай. Согнали немцы туда людей и подожгли. Я с соседкой своей из-за кустов всё видела. Там крик, плач. Как моё сердце не лопнуло… Сама навзрыд плакала, а помочь ничем не могла».

В домик на Рабочей, где тогда жила Прасковья Кудрявцева, зачастила в гости племянница. По хозяйству подсобить, с детьми посидеть. «Она была партизанской связной, и я помогать ей стала, — вспоминает Прасковья Петровна.— В массивном дубе по дороге на Крутоберёзку у нас был схрон. Под видом походов по ягоды-грибы мы оставляли там спички, соль, еду. Ещё я относила и забирала скрученные в трубочку записки. Знала, что там важная информация для наших, но никогда их не читала. Всё старалась делать тихо и незаметно – если б кто узнал, пощады бы не было. И не только от немцев. В трех дворах от меня жил полицай, зверь был, а не человек. Боялись мы его жутко».

После освобождения города от немцев, Прасковья Петровна, как и тысячи горожан, строила мирную жизнь. По ночам мучили кошмары, душили слёзы. Утро возвращало к повседневным заботам. «Муж с фронта больной вернулся. За ним уход нужен был, да и детям забота материнская необходима, — рассказывает бабушка, — оглянуться не успела, как старость с болячками подоспела».

В однокомнатной квартире Прасковьи Кудрявцевой тихо работает радио. В открытую форточку врывается прохладный осенний ветерок. «Тяжело мне на улицу ходить, — говорит Прасковья Петровна, — давно уже не гуляю. Воздухом подышать на балкон выглядываю, а новости вон по приёмнику все слушаю. Слышу, что в мире и стране происходит. Я прожила длинную жизнь, живите и вы долго и счастливо. А страна наша великая пусть и дальше крепчает».

http://www.маяк32.рф/


Понравилась статья? Порекомендуйте ее друзьям!
Яндекс.Метрика
WordPress Lessons
Сайт использует cookie-файлы и другие аналогичные технологии. Если, прочитав это сообщение, вы останетесь на сайте, это означает, что вы не против использования этих технологий.