Лучший журналист месяца за апрель 2016 года


Лучший журналист месяца за апрель 2016 года

Подведены итоги творческого конкурса департамента внутренней политики Брянской области  среди государственных печатных СМИ «Лучший журналист месяца» по итогам работы за апрель 2016 года.

Члены конкурсного жюри после предварительного отбора творческих работ, опубликованных в апреле  2016 г. на страницах государственных печатных СМИ, определили лучшие материалы журналистов (внештатных авторов):

-Н.В.Гороховой, главного редактора Клинцовской объединенной газеты «Труд», материал «Шумела деревня когда-то…» (№ 34 от 23 апреля 2016 года);

-Е.П.Севрюк, главного редактора Красногорской районной газеты «Красногорская жизнь», материал «Смертью таких не взять» (№ 29 от 12.04.2016 года);

-И.В.Глушакова, внештатного автора Красногорской районной газеты «Красногорская жизнь», материал «Живем и помним» (№ 32 от 22.04.2016 года);

— Е.В. Федоровой, главного редактора Дятьковской районной газеты «Пламя труда», материал «Живая история Чернобыля» (№ 34 от 26.04.2016 года);

— В.С.Писарева, заведующего отделом Брянской районной газеты «Деснянская правда», материал «Это не должно повториться» (№ 28 от 22.04.2016 года);

— Е.М.Магон, обозревателя Трубчевской районной газеты «Земля трубчевская», материал «По зову сердца» (№ 34 от 29.04.2016 года).

В результате рассмотрения работ вышеназванных авторов конкурсная комиссия РЕШИЛА признать «Лучшим журналистом месяца» за апрель 2016 года:

Н.В.Горохову главного редактора Клинцовской объединенной газеты «Труд» с  материалом «Шумела деревня когда-то…» (№ 34 от 23 апреля 2016 года).

Предлагаем вашему вниманию статью победителя конкурса:

Шумела деревня когда-то…

1С приходом весны проблемы малых деревень встали особенно остро. Вот и жители Кирковки, из-за бездорожья оказавшись отрезанными от внешнего мира, вынуждены были бить в колокола. Редакция не смогла остаться равнодушной к их просьбам о помощи…

В Кирковке доживают свой век около двух десятков  80 — 90-летних старушек, которые здесь родились, трудились, радовались жизни, растили детей. Дети разлетелись, а матери остались поддерживать очаг в почерневших от времени избах. На трудности не жаловались – они научились их преодолевать. Но в марте пришла беда, откуда не ждали.  Грунтовые деревенские дороги, переполненные влагой, стали продавливать тяжеловесные фуры, направляющие в сторону зерносклада, используемого местными фермерами Стародубцевыми. И как раз по этой дороге из Душкино в Кирковку два раза в неделю предприниматель привозил на своей машине бабушкам продукты, подъезжал прямо к их домам. Теперь магазин на колесах вынужден был останавливаться перед мостом, и здесь вести торговлю. Старушкам, которые еле передвигаются с помощью палки, дойти до него по разбитой дороге и вернуться обратно с сумками, стало большим испытанием.

Это бездорожье и крепкому человеку непросто преодолеть. В этом убедилась лично, когда с местной жительницей  Надеждой Дмитриевной Володько прошла по дороге из Душкино до Кирковки. Пришлось перепрыгивать через глубокие колеи  на мосту, спускаться в них, если ширина оказывалась достаточно большой, и балансировать на узкой тропинке, утоптанной на гребне. По такому бездорожью не проедут ни пожарная, ни «Скорая» —  если вдруг возникнет в том необходимость.2

Тишина в Кирковке оглушает. Как вспоминает моя спутница Надежда Дмитриевна, пока существовал колхоз, жизнь в деревне била ключом. Взрослые работали в полеводческой бригаде или на ферме, держали свое хозяйство. Семьи были многодетные – по 5 — 7 детей. «Бывало, вылетят из домов — крику на всю улицу. Большое поголовье скота люди держали: коров, овец, коз, телят.  И куда что подевалось! — вздохнула печально женщина. —  С началом перестройки ферму нашу закрыли, разобрали.  Дети выросли и разлетелись, кто куда, а мы остались в деревне.  Летом в деревне людей больше —  приезжают в отпуск с детьми да внуками в материнские дома и живут в них до самой осени».

Мы идем по Лесной улице. Удручающе скорбно смотрят на нас дома пустыми глазницами выбитых окон, тихо шелестит сухостой  во дворах. На этом серо-коричневом фоне произведением сюрреализма выглядят два домика, выкрашенных голубой краской.  Надежда Дмитриевна рассказывает, что пронырливые молодцы выкупили избушки у хозяев по дешевке, увеличили их площади чуть ли не вдвое и попытались сдать «под Чернобыль». Но афера не удалась. Мошенников посадили, а потемкинские избушки остались.

Сейчас на двух улицах Кирковки жилыми осталось чуть больше десятков домов.  Магазин давно закрыт, так что автолавку предпринимателя здесь ждут, как манну небесную.

После того, как дорогу разбили, Надежде Дмитриевне Володько приходится ходить за продуктами к мосту, а то и в Душкино. Не только себе, но и соседкам. Вроде и немного – пара булок хлеба, крупа, подсолнечное масло – так и набирается полная сумка.  От моста до дома надо пройти почти километр.  «Тяжело, — признается женщина,  — а 80-летним еще труднее. Некоторые еле передвигаются – в одной руке «цапок», в другой сумка. Да вы и сами увидите наших старушек, в чем только душа держится».

3Наконец мы дошли до старого деревянного дома. Наверное, когда-то хозяева гордились им – большой, высокий, на три окна. Теперь он покосился, обветшал.  Сегодня здесь доживает свой век 86-летняя Марина Калиновна Черняк.  Приглядывает за ней сын Сергей, который нигде не работает и, судя по заброшенности во дворе и доме, особо хозяйству внимания не уделяет. А  мать не может этого делать в силу возраста и полной слепоты. В этот утренний час мы застали у них 80-летнюю Елену АнуфриевнуСлухвенок. Женщина с трудом передвигается с палочкой. Рассказывает, что трудиться начала сразу после окончания пяти классов, в 1935 году. Работала в колхозе на стройке, телятницей.Вырастила троих детей, двое живут в Клинцах, один – вместе с матерью.

Не имея работы, деревенские парни топят свои проблемы в вине. Хотя в последние годы в Кирковке прочно обосновалась семья фермера Стародубец, и можно к нему устроиться. Но в разгар рабочего дня мне довелось встретиться сразу с тремя крепкими молодыми людьми, которые никуда не торопились, а на их помятые лица свидетельствовали о похмельном состоянии. Это их матери не покладали рук в жару и стужу, заработав звание «Ветеран труда» и пенсию, которой приходится делиться с великовозрастными недорослями.

Елена Ануфриевна переживает по поводу того, что на их конец улицы перестала ездить автолавка. Ходить далеко не может – болят ноги. Когда же все наладится? Ведь сам Путин сказал, что внимание должно уделяться каждому человеку. «А какое здесь внимание, если хлеба купить не могу. Я же не прошу у государства, сама куплю, только пусть дорогу исправят». О том же попросила и Лидия Павловна Охремцева.  80-летняя женщина, как и ее односельчанки, всю жизнь отдала колхозу, выполняла самую тяжелую работу, лишь бы побольше «подзаробить», чтобы построить дом, чтобы семья жила в достатке. Сегодня она живет одна, муж умер, дочь спилась, сын — в Клинцах. По хозяйству помогает одна молодичка, когда протрезвеет. Небольшой домик старушки расположился на крутом косогоре, который  ей  уже не одолеть с двумя «цапками». Когда машина с продуктами не подъехала к ее калитке, Лидия Павловна попыталась самостоятельно добраться до автолавки за мостом. Говорит, что с трудом дошла назад, спасибо, соседи донесли ее сумку.

А в Душкино — свои проблемы. В конце марта перегорел мотор на водонапорной башне, и почти неделю в колонках не было воды. Пришлось вспомнить про колодцы. Их в селе 5, но состояние оставляет желать лучшего.Пожаловались местные жители и на отсутствие уличного освещения. Проблема эта с многолетней историей. Но в последний год о ней заговорили вновь по той причине, что после закрытия Душкинской школы детям приходится ездить в Смотровобудскую.   Зимой они вынуждены с фонариками идти по темным улицам на автобусную остановку. Она находится в центре села, есть скамеечки и крыша над головой. Да вот беда: облюбовали остановку выпивохи. А они где пьют, там и бутылки бросают.

Вернувшись из Душкино, я отправилась в администрацию Клинцовского района, рассказала об увиденном представителям власти и задала главный вопрос: как помочь жителям Кирковки и Душкино.  Чиновники к проблемам селян отнеслись участливо и заверили, что людей без помощи не оставят.И действительно, пока материал готовился к печати, власти старались решить главные вопросы.

Озабоченность по поводу создавшейся ситуации выразил глава района В.И. Холуев. Однако Владимир Иванович считает, что необходимо всемерно поддерживать и отечественного производителя. Сегодня фермер В. Стародубец с сыновьями обрабатывает более 2000 гектаров пашни, которая после развала колхоза оказалась заброшенной,  добиваясь урожайности зерновых по 60 центнеров с гектара. Созданы в фермерском хозяйстве рабочие места, платятся налоги в районный бюджет, что в условиях экономического кризиса очень важно.

— В эти весенние дни, — сказал глава района, —  сельхозпроизводители торопятся завезти все необходимое для проведения посевной кампании. И не вина фермера, что нет асфальта ни со стороны Киваев, ни со стороны Душкино. А мы не имеем права не пускать сельхозпроизводителя на сельские дороги. Но есть договоренность: как погода установится, дороги будет прогрейдированы. И действительно, сегодня дорога на Кирковку восстановлена. Фермер прогрейдировал ее, и автолавка может без проблем привозить продукты ветеранам.

Когда речь зашла о ремонте колодцев, Владимир Иванович напомнил, что при советской власти существовала практика: сельские жители сдавали по 10 рублей на содержание колодцев.  Средства собирал сельсовет, и на них приобретались ведра, цепи и чистились колодцы.  Сегодня эта практика забыта, а в районном бюджете на колодцы нет денег.  «Не хватает средств на содержание школ, — с горечью констатировал глава района. — Есть более злободневный проблемы, такие как ремонт и содержание дорог, уличное освещение. В долг власти вынуждены брать бензин для школьных автобусов.   Наш район – сельскохозяйственный, кроме земли ничего нет. А предприниматели, что торгуют на территории района, живут в городе, и налоги идут в городскую казну.  Многие жители Смотровой Буды, Мартьяновки, Первомайки, Коржовки, Чемерны, Смолевич работают в Клинцах, и налоги соответственно остаются в городе. А сельские проблемы — дороги, вода,  электричество — должны решать районные власти».

Заместитель главы районной администрации В.М. Феськов подтвердил, что самая главная проблема нынешней весной  –  это дороги.  В этом году весна оказалась ранняя и теплая, оттаявшая быстро земля после сильных дождей переполнена влагой. Поэтому грунтовые дороги так быстро разбились, а колеи такие глубокие. «Это проблема не только жителей Кирковки, но и остальных населенных пунктов района, — отметил Владимир Михайлович, — даже на тех дорогах, где осенью сделали подсыпку. Поэтому районные власти заложили в бюджет средства на грейдирование. Сейчас это около 190 тысяч рублей, но при перераспределении дорожного фонда эта сумма увеличится до полумиллиона».

Решена в Душкино и проблема с водоснабжением.  Глава поселения М.Н. Кужелева приобрела новый мотор, а специалисты за один день установили его.   Но главу поселения волнует сильная  изношенность водопроводных сетей, срок эксплуатации некоторых составляет 40 — 60 лет, и они ни разу не ремонтировались. И хотя за состоянием водопроводных сетей следит районная ЖКХ, Марина Николаевна также держит этот вопрос на контроле.

В ближайшее время в этом селе специалисты приступят к монтажу уличного освещения. Глава поселения еще в феврале приобрела новые светильники и провода на общую сумму около 100 тысяч рублей. До этого года в Душкино на регистрации находилось только три фонаря, теперь их планируется установить около 40.

За колодцами же, наверно,  надо и впрямь следить всем миром, а не ждать, когда кто-то отремонтирует и почистит их. Запомнился один из увиденных в Душкино колодцев. Стоит он в живописном местечке, на возвышенности, рядом с красивым старинным дубом, вокруг — жилые дома, напротив, через дорогу — кирпичные, ухоженные.  А вот колодец позабыт-позаброшен.  Штакетник вокруг завалился, и уже травой пророс. Никто не захотел его поднять. Крыша из-за сгнивших столбиков  съехала и практически накрыла кольцо. Местные говорят, что он действующий, значит, и вода в нем есть, и служил он людям верой и правдой ни один десяток лет. Но сегодня ни у кого не возникла мысль собраться вместе и привести колодец в порядок. Ждут, когда это сделают власти.

C 1 января 2014 года функции водоснабжения поселений переданы в администрацию Клинцовского района. Позже своим соглашением власти передали эту отрасль обратно поселениям с определенной суммой денежных средств. В этом году, по словам Марины Николаевны Кужелевой, это 3 800 рублей. Выйти за рамки данной суммы она не может, так как это будет считаться нецелевым использованием средств. В то же время чистка одного колодца стоит  9 тысяч рублей.  Поэтом, если жители заинтересованы иметь благоустроенные колодцы, надо решать вопрос «по-человечески», что непросто. В  Душкино несколько лет назад директор школы Н.И. Корец собирала деньги на благоустройство  колодца на центральной улице – огородить его решили. Дело вроде благое и для всех нужное, только пока собирала деньги, Нина Ивановна выслушала массу нелестных мнений по этому поводу.

Жители Душкино и Кирковки пожаловались мне, что редко видят главу поселения Марину Николаевну Кужелеву, которая является также и их депутатом. «Часто ли вы бываете в населенных пунктах?» — поинтересовалась я у главы. Марина Николаевна заверила, что она о жителях Душкино не забывает. Кроме Душкино, у нее еще семь сел, также приходится часто в Клинцы выезжать.  «Но если я нужна, — сказала она, —  мой телефон есть у многих, пусть звонят. Многие проблемы решаем  по телефону. Кроме этого у меня существуют приемные дни.  Ни от кого я не прячусь, все вопросы помню. Другое дело, что не все решается так быстро, как хотелось бы».

Один человек не в состоянии решить все вопросы. И дело не только в финансах, а их в поселенческом и районном бюджетах катастрофически не хватает. Без помощи общественности поселению не обойтись.  Выйти на субботник и убрать на своей улице или на кладбище, подремонтировать сруб колодца – это нетрудно.  Ну не предусмотрено в поселковом бюджете средств на дворников и плотников. Однако люди в основной своей массе — пассивные наблюдатели и критиканы.конкурс

Глава поселения призналась, что такую же пассивность, когда надо потрудиться на благо общества, проявляют и жители села Медведово. На уборку выходит несколько человек из 900. А ведь есть здесь и колхоз, и администрация, и школа.

И все эти вопросы можно решать на сельских сходах. Люди расскажут о том, что их волнует, глава — как и когда будет решатся та или иная проблема.  Тогда не придется старикам звонить в редакцию, писать в столицу. Марина Николаевна призналась, что не дошли руки до сельских сходов, но согласилась, что такие мероприятия нужны.                                                   Н. ГОРОХОВА.


Понравилась статья? Порекомендуйте ее друзьям!
Яндекс.Метрика
WordPress Lessons
Сайт использует cookie-файлы и другие аналогичные технологии. Если, прочитав это сообщение, вы останетесь на сайте, это означает, что вы не против использования этих технологий.