ХРАНИТЕЛИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ


Без знания своих корней и традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Приобщение к ценностям народной культуры должно начинаться с колыбели и красной нитью пронизывать все слои образования. Я хочу рассказать об удивительных людях, живущих в нашей деревне Кокино – Николае и Елене Егоркиных.

Николай Федорович – учитель технологии, Елена Николаевна – заведующая Кокинским фельдшерско- акушерским пунктом вот уже 40 лет.
Об их увлечении и мастерстве мой рассказ.

Много интересного я узнала о славянских куклах-оберегах от Елены Николаевны, увидела, и даже подержала их в руках. Мне даже не верилось, что из обычных лоскутков получаются такие творения! Вот кукла-Зерновушка, которую почитали за то, что она «отвечала» за хороший урожай. Но вырастить и собрать урожай – это только полдела. Урожай должен обеспечить безбедную жизнь и достаток в доме. Сделать это без куклы-Богатки нельзя – считали славяне. А девушки на выданье выставляли у окна куклу-Капустку, чтобы женихи не страшились отказа и знали, что в этом доме сватам будут рады. Защитить от злых духов ребенка, а также успокоить его в колыбельке была способна кукла-Бессонница с обережными словами.

Куклы наших предков несли в себе доброе начало и были безликими. Никаких глазок, носиков и губок. Кукла с лицом, по мнению славян, обретала душу и могла быть использована для колдовства. Изготовление куклы было делом сугубо женским. Считалось, что от качества труда хозяйки зависит судьба семьи и рода. Первую куклу девочки делали в 12-13 лет, и по качеству изделия делали вывод о готовности к замужеству. Самые красивые из сделанных собственноручно кукол хранились в сундуке и были частью приданного.

Да, куклы сопровождали наших предков с самого рождения. И даже принимали участия в судьбе ещё не родившегося ребенка. За пару недель до родов женщина скручивала куклу Куватку. Её название имитировало плач ребенка – “куваканье”. Кукла была нужна, чтобы согревать люльку для малыша, а с его приходом в наш мир должна была отгонять нечисть. После первых схваток роженицу уводили в баню, где она, стоя на правом колене, читала заговоры, наматывая кусочки ткани на маленькие палочки. Пеленашек должно было получиться двенадцать. Каждую именовали по названию болезни, которую желали отвести от младенца. В этом и была главная «работа» пеленашек. Если же обереги плохо справлялись с порученной работой, мать могла поругать Куватку и пригрозить выставить её на улицу. Хотя большинство кукол были «женщинами», покровительство ремеслам доверялось мужским куклам. Их держали в мастерских, всего три: близнецы Козьма и Демьян, да крестец Андропушко.

Сейчас мы забыли о тряпичных куклах. И очень радует то, что есть люди, которые помнят и чтут народные традиции. Елена Николаевна создала вместе с  Николаем Федоровичем свой родовой музей. В нем насчитывается около 100 кукол-оберегов.  Эти куклы делались и делаются по случаю народных праздников, например для Коляды или Масленицы, в качестве подарков или обрядовых символов для отмечания семейных событий: свадьба, рождение ребенка, а также просто изготавливаются в качестве спутниц-хранительниц спокойствия, здоровья, достатка, любви.

А все началось у Елены и Николая с учебника технологии “Традиции русской народной культуры”, а если ещё глубже то любовь к русской народной культуре была привита нашими любимыми бабушками Мастеренко Матреной Сергеевной и Егоркиной Маврой Ивановной. Еще хранятся в сундуках их рушники, вышитая кофта, вышивки, вышитые наволочки, даже сохранились шторы на окна с выбивкой на ткани, красивые выбитые и расшитые подзоры на металлическую кровать  и лоскутные одеяла на нее. На столе – вышитая скатерть, самовар, домотканые половики, круги из разноцветных полосок. Есть старая машинка, прялка, старые иконы с вышитыми рушниками. И кажется, бабушек уже давно нет, но память о них никогда не угаснет, она живет в нас, будет жить в наших детях и внуках. Вот и внук Егоркин Алексей, ученик 3 класса, получил грамоту и занял 3 место в школьном конкурсе творческих работ «Новогодний сундучок» в номинации “Текстильная игрушка” среди обучающихся 1-4 классов (руководитель Силина Н. Я., МБОУ Комаричская школа №2). Младшая внучка Говорова Мария, первоклассница, ходит в музыкальную школу, поет в хоре.

На Руси видели Путь-Судьбу женщины, проходящую по Кругу жизни через состояние Вежи. Важным было быть на своем месте, проходить не нарушая порядка из вежы в вежу. Весь круг – это целостность женщины, которая виделась через поэтапное прохождение, а не перепрыгивание веж. Каждое состояние несло в себе свое понимание мира, и виденье его жизнь, как колесо крутить, и застревать в одном из состояний, значит не давать жизни ходу. Всему свое время и место. В каждом возрасте женщина прекрасна, если она в нем уместна. В круг женской судьбы входят куклы: Славутница или Невеста, Материнство, Благополучие, Мамушка, Дочки-матери, Бабушка-Нянюшка. Самая первая кукла – «Неразлучники» – символ и оберег крепкого союза, идти по жизни рука об руку, быть вместе в радости и беде.

У мастеров народного творчества Николая Федоровича и Елены Николаевны есть ученицы – Белибуха Алина и Белашова Рая.

Николаю Федоровичу 61 год, но он продолжает работать, Елене Николаевне – 60 лет, она продолжает работать и делиться своим опытом. Вместе эта семейная пара уже 39 лет,  супруги полны энергии и оптимизма.

Русь пержила многое. Частые набеги кочевников, монгола – татарское нашествие, войны, пожары, природные катаклизмы уничтожили многие произведения национальной культуры. Поэтому особенно важно бережно хранить то, что досталось нам в наследство.

Татьяна Федосова


Понравилась статья? Порекомендуйте ее друзьям!
Яндекс.Метрика
WordPress Lessons
Сайт использует cookie-файлы и другие аналогичные технологии. Если, прочитав это сообщение, вы останетесь на сайте, это означает, что вы не против использования этих технологий.