«Я ИГРАЮ И ПОЮ — МОЁ ПРОСТОЕ РЕМЕСЛО…»


Никогда не могла даже предположить, что Александр Жукунов – самоучка. Пристально наблюдаю за его выступлениями уже несколько лет и была уверена, что за его плечами, как минимум, музыкальная школа, а если учесть все джазовые импровизации и вокальные модуляции, то тут уже и музыкальное училище отсвечивает нимбом.

Но, нет. Все гораздо проще. Однажды в заульском клубе 15-летний Александр услышал выступление местной группы «СБИН» (по его просьбе не расшифровываем это название) и был так поражен звучанием электрогитары, что решил немедленно научиться на ней играть.

Учился, как многие из нас: старшие товарищи нарисовали на тетрадном листе лады, струны и точки, где их нужно прижимать, чтобы получились аккорды. Две недели Александр мучил гитару, стер пальцы до кровавых мозолей, но освоил «начальную школу». А позже стал играть так, что братья Соболевы, которые считались в селе непревзойденными экспертами в музыке (они играли в брянском ресторане «Дубрава»), показывали ему большой палец. Это вдохновляло и подвигало к самосовершенствованию. В скором времени он стал не только гитаристом, но и солистом группы. А поскольку в семидесятые на пике популярности были Крис Норман и Сюзи Кватро, группы «Смоки», «Иглс», то любой уважающий себя музыкальный коллектив должен был иметь в своем репертуаре «песни зарубежных исполнителей». Любую иностранную песню, на любом языке Александр разучивал за пару дней, запоминая ее на слух, даже не имея представления, о чем в ней идет речь.

Уэлкэм ту зэ хоутэл
Кэлифониа
Сач э лавли плэйс (2 р)
Сайч э лавли фэйс
Плэнти ов рум эт зэ хоутэл Кэлифониа
Эни тайм ов еа (2 р)
Ю кэн файнд ит хиэ

Да все мы так делали… Но, благодаря абсолютному слуху, у Жукунова получалось как на пластинке.

«Это у меня от отца, — уверен Александр Алексеевич. – Он был простым трактористом, любил выпить, а еще больше любил играть на гармошке. Ни одна сельская свадьба не обходилась без него. И я с 10 лет пытался на гармони играть. А однажды отец пришел домой, взял меня за руку и повел в магазин. И купили мне настоящий баян. Это было счастье».
Мы сидим с Александром в уютной «каптерке» — небольшой котельной суземского отделения Пенсионного фонда. Зимой он перебирается сюда, на сезонную работу, а как только весна, как только застучат топоры и молотки, завизжат пилы – уходит на вольные хлеба, строительные заработки. Но, в отличие от своих коллег, вечером, едва успев принять душ, он спешит не в трактир, а на репетицию в «Радугу». А если репетиции нет, то подбирает репертуар дома, записывает и обрабатывает запись на компьютере, играет для жены, которая стала для него и первым слушателем, и советчиком, и критиком. У Александра даже есть примета: если песня понравилась Татьяне, то и слушателям-зрителям она обязательно понравится.

Жены эстрадных звезд – это особая категория людей. На селе всегда считалось, что выйти замуж за гармониста  — это добровольно надеть себе петлю на шею. Он на гулянках, а ты дома, он поет, а ты голосишь и только под утро встречаешь его, чуть тепленького. Тут надо или любить беззаветно, или вообще не связываться. Александр и сам не скрывает: «творческая жизнь» увлекает и затягивает. Чтобы сохранить семью и дом ему пришлось двадцать лет назад круто изменить свой образ жизни: забросить гитару и начать заниматься делом – зарабатывать деньги, воспитывать детей.

И только два года назад, когда в культурно-досуговом центре начал собираться на первые репетиции вокально-инструментальный ансамбль «ветеранов эстрады», он пришел туда сначала просто послушать. А руки-то помнят! «И тянется рука к перу, перо к бумаге…». Александр снова купил гитару.

«Жена сначала очень боялась моих выступлений. Переживала так, что хотела убежать подальше, когда объявляли мой номер. Но когда увидела, как на мое исполнение реагируют зрители, когда сама прислушалась и не услышала в моих песнях притворства и фальшивых нот, перестала ежиться и смущаться. Мне даже кажется иногда, что жена и дочери гордятся мной, а это самая высокая оценка тому, что я делаю».

Каждая песня в репертуаре Александра Жукунова неслучайна. Она выбрана, потому что наиболее точно соответствует его настроению и мироощущению. И даже этого недостаточно. Он будет экспериментировать со звучанием и вариациями до тех пор, пока сам не почувствует, что добился полного тождества своей души, голоса, слов и музыки. Тогда он выносит ее на суд слушателей. К критике относится очень трепетно, потому что никогда не считает свое исполнение совершенным – готов продолжать над ним бесконечную работу, если почувствует, что можно еще лучше. А суземские слушатели, ставшие ему родными, очень хорошо разбираются в музыке, поскольку у нас тут, как видно, особый воздух, сопутствующий творчеству. Если добился успеха в Суземке – дальше тебе преград не будет нигде. И женщины у нас, по признанию Александра Жукунова, самые красивые в мире. Для них он готов стараться еще больше.

«Импровизация зависит от человека, — отвечает он на вопрос откуда в его исполнении джазовые мотивы. – Не могу я играть по нотам. И даже не потому, что я их не знаю, а потому что у человека меняется настроение, и созвучно ему даже классика Баха сегодня прозвучит торжественно и печально, а завтра – радостно и задорно. Но, чтобы позволять себе такие вольности, нужно быть профессионалом высочайшей пробы. Мне до этого еще очень далеко. Но я буду пытаться».

По признанию директора дома культуры Ольги Хачатуровой Александр уже вполне готов для сольного концерта. Но он сам эту идею напрочь отвергает: «Я же не Басков, чтобы надоедать зрителям два часа. Лучше сделать две-три песни, но так, чтобы они понравились. А если они не только понравились, но и запомнились – значит, я не зря работал».

Елена ПУЛЬНОВА


Понравилась статья? Порекомендуйте ее друзьям!
Яндекс.Метрика
WordPress Lessons
Сайт использует cookie-файлы и другие аналогичные технологии. Если, прочитав это сообщение, вы останетесь на сайте, это означает, что вы не против использования этих технологий.