Юная и бесстрашная Паша


Прасковья Сергеевна Сычева сидела на скамейке у подъезда и наслаждалась теплым днем осени. На недовольное ворчание дочери, что вышла сама из квартиры, только улыбнулась и, взяв в руки свою надежную палку, взошла на третий этаж. В мае ей исполнилось девяносто. Когда- то мы были соседями по улице Смоленской, и я помню ее живой, подвижной, всегда улыбающейся женщиной. О ее трагической судьбе даже никогда не подозревала…

Удобно устроившись в кресле своей уютной двухкомнатной квартиры, частично оплаченной из средств полученного от государства сертификата, тетя Паша начинает вспоминать свою жизнь. Иногда забывает имена, волнуясь, начинает плакать — тогда на помощь приходят дочь Нина и внучка – учительница Наташа. Она приносит мне пожелтевшие от времени справки, удостоверения, наградные документы…
Семья Серединых жила в Суземке, была большой и дружной. Светлая улыбка освещает почти невидящие глаза Прасковьи Сергеевны, когда рассказывает о маме Ганне Федоровне, родившей семерых детей, об отце Сергее Фомиче, водившем в детстве ее везде за собой за руку, о младших братьях и сестрах. Когда началась война, ей, самой старшей, было шестнадцать, и она успела окончить семь классов.
Отца-инвалида на фронт не взяли. Так и остался он со своим выводком мал — мала меньше в срубленном им самим добротном и светлом доме. Все два года оккупации фашисты и их прислужники  покоя семье не давали : Паша ушла в партизанский отряд имени Руднева, вошедший позднее в бригаду «За власть Советов», и семья была на учете в комендатуре, как партизанская. Сестренку Валю угнали, как потом оказалось, в Латвию, где она разыскала ее только  в начале шестидесятых годов.
Нелегко пришлось юной девушке в партизанах. Сначала была в хозвзводе, помогала на кухне. А когда научилась стрелять, перевели в боевой взвод. Отдельные эпизоды яркими вспышками озаряют память Прасковьи Сергеевны. Однажды на операции под украинским селом убили запряженную в телегу с запасными боеприпасами лошадь, которой она правила. Фашисты преследовали партизан после налета на их гарнизон, и только благодаря тому, что один из бойцов успел выхватить ее на скаку на свою лошадь из остановившейся повозки, она осталась жива.
В  другой раз, когда трое командиров из их отряда ехали на совещание в штаб бригады, и  она должна была их сопровождать, в последнюю минуту ее не взяли — не хватило места в повозке. В отряд командиры не вернулись — на обратном пути были убиты затаившимися в засаде полицаями. Самыми трагичными были дни майской блокады партизанского края карателями, когда пришлось сидеть в болотах, скрываясь от фашистских танков и авиации, а затем вместе со всеми идти на  прорыв, не надеясь выжить. Молодой и бесстрашной была юная партизанка Паша Середина.
Эти дни стали для Прасковьи Сергеевны и самыми горькими в жизни.   В своих воспоминаниях без конца возвращается к этому трагическому событию. Как рассказывали потом редкие оставшиеся в живых свидетели, 23 мая 1943 года озлобленные неудачным окружением партизан каратели пришли в Суземку, расстреливая всех, кто попадался на улице, и врываясь в дома — женщин, стариков, детей. Люди пытались укрыться в подвалах, но и там их настигали автоматные очереди. Расправившись с населением, фашисты подожгли дома. В этот день было убито 450 мирных жителей.
Среди них:  ее родители, семилетний братик Ваня и сестры: пятилетняя Таня и двухлетняя Сашенька. Ее пуля настигла прямо за порогом дома, который каратели тоже сожгли. Всю семью Серединых, как и всех соседей, закопали потом на огородах. Позднее останки перенесли в общую братскую могилу, с памятником и мемориальными досками с именами расстрелянных на них.
После освобождения Паше возвращаться была некуда и не к кому. Оплакав родных, устроилась сигнальщицей на железную дорогу. Из Суземки в 1946 году и перевели ее на станцию Навля. Здесь и встретила своего Ивана.
Иван Григорьевич Сычев родился в Алексеевке. Окончил четыре класса, работал в колхозе. В 1940 году призвали в армию и направили в полковую артиллерийскую школу. Войну встретил наводчиком батареи сорокопяток  и принимал участие  в самых страшных сражениях войны. В представлении к награждению медалью «За отвагу» в июне 1943 года говорится: “Младший сержант Иван Сычев  в бою за деревню Степановка под Курском храбро участвовал в отражении танковой атаки и уничтожил два немецких танка”. В ноябре был тяжело ранен в голову, руки и ногу. Провалявшись три месяца по госпиталям, был комиссован и в феврале 1944 года вернулся домой. Устроился помощником машиниста пропитки на шпалозавод, где и проработал до ухода на пенсию.
Здесь,  на линии железной дороги, и познакомился с девушкой Пашей. Вскоре поженились, выстроили на Ходужце дом, родился сын Николай, затем дочь Нина.
Нина Косулицкая очень переживает за мать, с тревогой наблюдая, как бы эти воспоминания не ухудшили ее здоровье. Она говорит: когда родители начинали вспоминать о войне, о гибели близких, о пережитом, всегда старалась перевести разговор на другое. Мать начинала плакать, а отец всю ночь  кричал во сне: наводил прицел своей пушки и стрелял по фашистским танкам. Иван Григорьевич умер в 2001 году.
А Прасковья Сергеевна на железной дороге работала и стрелочницей, и билетным кассиром и долгие годы была дежурной по вокзалу. Награждена медалью «Ветеран труда».
Улыбается она сквозь слезы: живу хорошо, дочь  ухаживает, внуки — а их у нее четверо и два правнука — не забывают. И снова, не слушая дочь и внучку, засобиралась на улицу, на свежий воздух. А я, глядя на  нее, восхищалась: какой внутренний твердый стержень, какая чувствительная, сострадательная, и в то же время непримиримая к врагам душа, какой патриотический дух заложен в это поколение победителей, в эту совсем юную тогда девушку, не побоявшуюся стать на путь борьбы с фашистской армадой. Не согнувшуюся и сегодня: ни под возрастом, ни под болезнями.

Т. КОНСТАНТИНОВА


Понравилась статья? Порекомендуйте ее друзьям!
Яндекс.Метрика
WordPress Lessons
Сайт использует cookie-файлы и другие аналогичные технологии. Если, прочитав это сообщение, вы останетесь на сайте, это означает, что вы не против использования этих технологий.