Удивительный человек из Новозыбкова


В начале этого года у нас намечалось новоселье. Но, как это нередко бывает, ремонт в новостройке затянулся. А поскольку старую квартиру, пользуясь удачным случаем, продали, возникла необходимость во временном, недели на три, пристанище. Супругу приютила её сестра, а мне предложила комнату в своем просторном доме жена моего, к сожалению, теперь уже покойного друга, Зоя. Всё это стало поводом для знакомства с удивительным человеком — её папой Борисом Яковлевичем (Б.Я.), который до недавнего времени проживал у сына в Германии, потом — у старшей дочери в солнечном Израиле, а теперь вот перебрался к младшей, в Новочеркасск.

Невысокий, поджарый, наголо бритый старичок с живым взглядом неожиданно молодых глаз как-то сразу расположил меня к себе. Здесь, пожалуй, придется извиниться перед Б.Я. за «старичка» (ещё что удумал, старичком меня выставлять). Однако в том смысле, который я вкладываю в это слово, оно, я думаю, будет вполне уместно. Когда говорят о старике, то имеют в виду весьма пожилого и чаще всего уважаемого и солидного человека. «Старикашка» — это про столь же пожилого, но вредного и неуживчивого. А вот словом «старичок», в большей степени, чем возраст, определяется жизнелюбие и энергичность. Так что, по-моему, «мальчик» и «старик» — это о возрасте, а «мальчишка» и «старичок» — о темпераменте и характере человека. Вот Суворов на склоне лет, недавно ушедший от нас режиссёр Любимов, как и ныне здравствующий актёр Зельдин — из разряда таких старичков. Я отвлекся, но думаю, что компания старичков, в которую вместе с Суворовым попал уважаемый мной Б.Я., его вполне устроит.

Я прихожу со смены утром. Зоя на работе. Б.Я. совершает утренний моцион. Завариваю кофе, включаю телевизор и думаю: «Чудны дела твои, Господи! Вот попиваю я кофеёк, смотрю, как поздравляет ветеранов ВОВ в Кремлевском Дворце Владимир Путин, а перед окном делает утреннюю зарядку человек, который появился на свет при жизни Ленина, в год образования СССР, детство которого прошло при НЭПе и военном коммунизме».

Родился Б.Я. в небольшом городке Новозыбков Брянской области, что на границе России, Белоруссии и Украины. Здесь и встретил войну. Эвакуация, естественно, там началась с первых дней. На вокзале, откуда он с родителями пытался уехать вглубь страны, Боре вручили повестку в военкомат, но из призывного пункта его вскоре отпустили. А когда он вернулся на вокзал, то отыскать родных среди всеобщей толчеи и неразберихи ему уже не удалось. На фронт он ушел в ту самую переломную зиму 42-го, когда стальная фашистская коса, пройдясь по Европе, как по заливному лугу, все-таки нашла на камень под Москвой. А 30-го марта этого же года пехотинец Борис Юдин был тяжело ранен в кровопролитном бою под Калугой. Минометный осколок попал в голову, в результате чего парализовало правую часть тела. После сложной черепно-мозговой операции он всё же стал на ноги, постепенно разработал руку. Получив инвалидность, работал в тылу — на Кавказе. После войны, воссоединившись с родственниками и окончив в своём родном городе вечернюю школу, уехал в Ленинград, где поступил в библиотечный институт. По окончании учебы, в 1956 году, Б.Я. был направлен в г. Тырныауз, где его стараниями открылась первая в городе детская библиотека с тридцатитысячным книжным фондом. Став её заведующим, он без малого 30 лет всего себя отдавал любимому делу, прививая послевоенной детворе любовь к чтению. Недавно побывав там со старшей дочерью, Б.Я. с радостью отметил, что его помнят и узнают тогдашние ребятишки, которые теперь уже и сами стали дедушками и бабушками.

В Тырныаузе Б.Я. создал семью, воспитал сына и двух дочерей. Несмотря на тяжелое ранение и инвалидность, активно занимался спортом, выращивал овощи на своём огороде (что было немалым подспорьем для семьи с совсем не олигархическим доходом библиотекаря). Не чуждый сочинительству, публиковал в газетах свои стихи и мог, при случае, порадовать компанию игрой на балалайке.

И теперь так же пишутся стихи, балалайка занимает своё почетное место на спинке дивана, а Б.Я. только недавно из-за болезни коленных суставов утратил былую мобильность и стал передвигаться при помощи палочек. Но всё равно, хоть и медленно, но все делает самостоятельно и категорически отвергает любую помощь. Принципиально сам себе готовит на завтрак кашку, салатики, сам сервирует, убирает и моет посуду. Когда днём бываю дома, не перестаю удивляться, наблюдая за ним. Подъем у Б.Я. в 9 утра. При любой погоде перед открытым окном производятся отработанные до мелочей гимнастические упражнения. Потом Б.Я. тщательно бреет электробритвой лицо и голову, кормит кошек — свою и дворовых, которые прямо, как синички, поджидают его на подоконнике с той стороны окна; и внимательно изучает то, что повествует о текущем дне старомодный отрывной календарик. После прочтения любимой газеты по распорядку — завтрак. Покончив с кашкой, чайком и творожком, Б.Я. усаживается в кресло и не меньше четырех, а то и пяти часов безотрывно читает Достоевского из полного собрания сочинений. Мне он сказал, что в его жизни времени на чтение почти не было, а теперь есть возможность прочесть всего классика. А почему бы и нет? Хотя до встречи с ним я и представить не мог, что бывают такие люди, которые берутся за чтение Достоевского в 93 года.

После небольшой прогулки у Б.Я обед и потом, вплоть до полуночи, просмотр телепередач. Устроившись в зале на диване и надев радионаушники, он смотрит трансляции по «НТВ», «России» и «Первому каналу». В зачёт идёт все: шоу, боевики, политические разборки, новости, скандалы. При этом он искренне сопереживает тому, что видит и слышит и часто вслух, с подкупающей непосредственностью комментирует происходящее на экране. Из-за приоткрытой двери до меня доносятся его категоричные восклицания: «Бандиты!», «Ага, вот вы, сволочи, и попались!» или «Ложь! Ложь!» И ещё: сколько не думай, а постичь я не в силах, как могут уживаться в этой не молодой и к тому же израненной голове замысловатые сюжетные линии и глубокое «психологическое бурение» очень непростого Федора Михайловича и вся эта каша из плоских сериалов и на разные лады однообразных ток-шоу, в которых дамы с накачанными до ноздрей губами вдохновенно «чешут» о превратностях шоппинга в современных условиях, когда под санкции попал какой-нибудь пресловутый «пармезан». Воистину, удивительный человек!

Б.Я. немногословен. Говорит (как все плохо слышащие люди) громко, иногда вполне банальные вещи: «Движение — это жизнь», «Есть кашу и свежие овощи полезно» или «Добро, рано или поздно, побеждает зло». Но вот что удивительно, из его уст это не звучит банально. Его искренность и непосредственность возвращает подобным высказываниям их первоначальную свежесть. И вдруг, как будто впервые, до меня доходит: «А ведь и правда, добро-то рано или поздно побеждает!». Спасибо Вам и за это!

От всей души поздравляю Вас, дорогой Борис Яковлевич, с годом 70-летия Великой Победы и с прошедшим 93 Днём рождения! Желаю Вам крепкого здоровья и сердечно благодарю Вас и ваших товарищей по оружию за то, что, не жалея собственной жизни, вы отстояли наше право на жизнь.

Михаил РЕПНИКОВ.

 

Родному «Маяку»

В житейском море я моряк.

Мне не страшны цунами волны:

Меня спасёт родной «Маяк»

Своею силою духовной.

Пройдя сквозь штормы двух эпох,

Мы, ветераны двух столетий,

Мы против нелюдей, пройдох,

Чтоб в мире добром жили дети.

Букет стихов — в твой юбилей.

Ещё творю в свои-то годы!

За правду, честь — душой болей;

В беде и в праздник — будь с народом!

Борис ЮДИН, июль 2015 г.


Понравилась статья? Порекомендуйте ее друзьям!
Яндекс.Метрика
WordPress Lessons
Сайт использует cookie-файлы и другие аналогичные технологии. Если, прочитав это сообщение, вы останетесь на сайте, это означает, что вы не против использования этих технологий.