Под разными углами зрения


Вам, наверное, приходилось когда-нибудь слышать такое выражение: «Есть только два мнения – мое и неправильное». Именно этот принцип и лег в основу произведения известного русского классика В.М. Шукшина «Точка зрения», по которому режиссер клинцовского Народного театра В.М. Пугачев поставил одноименный спектакль.

Началась эта сказка для взрослых со столкновения противоположностей – оптимиста Эдика (Н. Рытик) и пессимиста Алика (Д. Руденок). Так уж они спорили, кто же из них правильно картину жизни видит, что однажды чуть не подрались, если бы Волшебник (Е. Мацепуро) не появился. Он-то и предложил молодым людям рассудить, кто же из них прав, показав другому свою точку зрения, взяв за основу один из самых банальнейших жизненных сюжетов – сватовство.
Вначале своим мнением решил поделиться пессимист. Ничего не ожидающие невеста Катя (В. Кушнерова), ее отец (И. Полевков) и мать (А. Волуева), а также дополняющие комплект дедушка (А. Зейфер) с бабушкой (Е. Мельнова) сидели за семейным столом, обстановка за которым была далека от дружественной. И в это самое время к ним пожаловала «свадебная делегация» в лице жениха (К. Поляков) и его родителей (В. Корнеев и Т. Банная), которые тоже между собой, судя по всему, не очень-то ладили. А вслед за ними еще и Непонятно кто (Р. Сигаев) увязался.
Конечно, от восприятия мира пессимистом ничего хорошего ждать не приходилось: представители обоих семейств вели себя не лучшим образом — не особо церемонились, когда говорили друг с другом, хвастались своими дурными поступками, поливали грязью знакомых, а когда к ним приходили соседи (В. Агранат, А. Жорова), беззастенчиво грубили им. Безусловно, ни-чем хорошим такое сватовство кончиться не могло. Невеста, решив для вида поупрямиться, объявила, что она подумает, что ей пока рано выходить замуж, а жених, сильно уязвленный таким отношением к себе, тоже пошел на попятный… В итоге отец невесты достал ружье, и незадачливые сваты едва успели убраться подобру-поздорову.
Кто же оказался в выигрыше? Не поверите – Непонятно кто! Видя, что конкуренты позорно бежали, он, не теряя времени даром, сделал Катерине предложение. Та от растерянности согласилась.
Скажете: чему тут удивляться, ведь это версия пессимиста. Однако у оптимиста получилось не лучше. Да, в семьях не было склок и унижений, обе стороны искренне радовались за молодых, сосед преподнес в подарок телевизор, а отец жениха, как по секрету сказала последнему его мама, собирался подарить подержанный «Форд». Но… Как выяснилось, устремления у жениха оказались не такими уж и высокими, как он расписывал вначале – как раз на уровне материального вышеупомянутого «Форда», которому он так искренне прилюдно порадовался. Его пристыдили, и несчастному ничего не оставалось, как удалиться восвояси со слезами. А невесте сделал предложение… вновь Непонятно кто – на этот раз поведав о своей неразделенной любви к Кате, скрываемой из уважения к ее отношениям с Андреем (так звали жениха).
Естественно, ни пессимиста, ни оптимиста точка зрения оппонента нисколько не устроила, так что снова они свару затеяли. Так бы и передрались совсем, да полицейский (А. Исаченко) вмешался, хотя и ему ситуацию разрулить не удалось – каждый из его собеседников только свою линию гнул.
А что в итоге? Чья точка зрения победила? Да ничья, в сущности. Ведь, как в финале показал нам Волшебник, наша жизнь – это все-таки не крайности, оптимистичные ли или пессимистичные. Поэтому и в доме невесты все произошло – с точки зрения обычных людей.
О том, как создавался этот спектакль, мне поведал режиссер Народного театра ЦКД «Современник» В.М. Пугачев. «Мне было интересно работать, поскольку этого автора я люблю, — сказал Виктор Михайлович. — В свое время поставил все его произведения, написанные для театра. В том числе и «Точку зрения» в 1977-м году. Прежде всего, хочется отметить то, что это произведение необычно. Это сказка для взрослых, наделенная философскими, бытовыми и чисто человеческими мотивами. В ней заложено много и психологических моментов, ведь в каждом из нас существует и пессимист, и оптимист. Об этих двух сторонах человеческой личности и повествует «Точка зрения». Она – о том, что жизнь нужно воспринимать такой, какая она есть. Конечно, нужно стремиться к лучшему, но не быть сверхпессимистом или сверхоптимистом, надо быть реальным человеком и жить в реальном мире.
Очень интересен образ Непонятно кого: он все время присутствует на сцене — незаметный, скромный, но когда настает его момент, появляется, и все оборачивает в свою пользу. Такие люди есть и в нашем обществе. Шукшин эти моменты очень точно в своих произведениях подмечает, он – гениальный писатель. Так что этот спектакль – про нашу жизнь. Спектакль этот довольно сложный, ведь Шукшин писал полвека назад, а потому в какой-то мере уже устарел, но именно в бытовой, а не в смысловой тематике. Поэтому пришлось поработать с текстом, как-то его осовременить, что-то убрать – то, что сегодня уже не интересно и не понятно нынешним зрителям, особенно молодым. Кроме того, сейчас в России идет Год литературы, а Василий Макарович – ее классик».
Также претерпел изменения и состав персонажей. Так, например, появился новый образ – Бабушки невесты, которая в исполнении Елены Мельновой составила прекрасную компанию Дедушке, сыгранному старейшим актером Народного театра Александром Зейфером. Это – отголосок еще той, давешней постановки 77-го. Тогда эта роль была написана Виктором Михайловичем для самой старшей на тот момент актрисы – Ольги Павловны Снегуровской. И в нынешней постановке эту роль решили сохранить.
Спектакль оказался богатым на дебюты: впервые в качестве артистов на большую сцену вышли Евгений Мацепуро, сыгравший Волшебника, Алина Жорова в роли Соседки и Константин Поляков, изобразивший Жениха. Конечно, главная роль для дебютанта – дело нелегкое, но Константин с ней справился, что отметили и Виктор Михайлович, и актеры, игравшие его папу и маму – Виталий Корнеев и Татьяна Банная.
В целом же постановка получилась не только поучительной, но и нескучной. «Я делал веселый, запоминающийся спектакль водевильного плана, «а-ля Гайдай», — говорит Виктор Михайлович. – Хотелось, чтобы зритель в зале смеялся, чтобы спектакль запомнился. Меня немного упрекнули, что не совсем философски сыграны пессимист и оптимист – надо было посерьезней, посолидней. Но я не хотел утяжелять спектакль. Да и у Шукшина написано: «Жили-были два молодых человека…». Молодых! Если бы это были старые люди, это была бы уже драма».
А что же зрители? Они по достоинству оценили работу актеров, режиссера и всех остальных, кто вложил свой труд в создание спектакля: художника О. Суставой, помогавшего ей В. Векшина, костюмера Е. Гонт, занимавшегося подготовкой звукового сопровождения А. Шведова.

А. Типикина.
Фото автора.


Понравилась статья? Порекомендуйте ее друзьям!
Яндекс.Метрика
WordPress Lessons
Сайт использует cookie-файлы и другие аналогичные технологии. Если, прочитав это сообщение, вы останетесь на сайте, это означает, что вы не против использования этих технологий.