Вам, наверное, приходилось когда-нибудь слышать такое выражение: «Есть только два мнения – мое и неправильное». Именно этот принцип и лег в основу произведения известного русского классика В.М. Шукшина «Точка зрения», по которому режиссер клинцовского Народного театра В.М. Пугачев поставил одноименный спектакль.
Началась эта сказка для взрослых со столкновения противоположностей – оптимиста Эдика (Н. Рытик) и пессимиста Алика (Д. Руденок). Так уж они спорили, кто же из них правильно картину жизни видит, что однажды чуть не подрались, если бы Волшебник (Е. Мацепуро) не появился. Он-то и предложил молодым людям рассудить, кто же из них прав, показав другому свою точку зрения, взяв за основу один из самых банальнейших жизненных сюжетов – сватовство.
Вначале своим мнением решил поделиться пессимист. Ничего не ожидающие невеста Катя (В. Кушнерова), ее отец (И. Полевков) и мать (А. Волуева), а также дополняющие комплект дедушка (А. Зейфер) с бабушкой (Е. Мельнова) сидели за семейным столом, обстановка за которым была далека от дружественной. И в это самое время к ним пожаловала «свадебная делегация» в лице жениха (К. Поляков) и его родителей (В. Корнеев и Т. Банная), которые тоже между собой, судя по всему, не очень-то ладили. А вслед за ними еще и Непонятно кто (Р. Сигаев) увязался.
Конечно, от восприятия мира пессимистом ничего хорошего ждать не приходилось: представители обоих семейств вели себя не лучшим образом — не особо церемонились, когда говорили друг с другом, хвастались своими дурными поступками, поливали грязью знакомых, а когда к ним приходили соседи (В. Агранат, А. Жорова), беззастенчиво грубили им. Безусловно, ни-чем хорошим такое сватовство кончиться не могло. Невеста, решив для вида поупрямиться, объявила, что она подумает, что ей пока рано выходить замуж, а жених, сильно уязвленный таким отношением к себе, тоже пошел на попятный… В итоге отец невесты достал ружье, и незадачливые сваты едва успели убраться подобру-поздорову.
Кто же оказался в выигрыше? Не поверите – Непонятно кто! Видя, что конкуренты позорно бежали, он, не теряя времени даром, сделал Катерине предложение. Та от растерянности согласилась.
Скажете: чему тут удивляться, ведь это версия пессимиста. Однако у оптимиста получилось не лучше. Да, в семьях не было склок и унижений, обе стороны искренне радовались за молодых, сосед преподнес в подарок телевизор, а отец жениха, как по секрету сказала последнему его мама, собирался подарить подержанный «Форд». Но… Как выяснилось, устремления у жениха оказались не такими уж и высокими, как он расписывал вначале – как раз на уровне материального вышеупомянутого «Форда», которому он так искренне прилюдно порадовался. Его пристыдили, и несчастному ничего не оставалось, как удалиться восвояси со слезами. А невесте сделал предложение… вновь Непонятно кто – на этот раз поведав о своей неразделенной любви к Кате, скрываемой из уважения к ее отношениям с Андреем (так звали жениха).
Естественно, ни пессимиста, ни оптимиста точка зрения оппонента нисколько не устроила, так что снова они свару затеяли. Так бы и передрались совсем, да полицейский (А. Исаченко) вмешался, хотя и ему ситуацию разрулить не удалось – каждый из его собеседников только свою линию гнул.
А что в итоге? Чья точка зрения победила? Да ничья, в сущности. Ведь, как в финале показал нам Волшебник, наша жизнь – это все-таки не крайности, оптимистичные ли или пессимистичные. Поэтому и в доме невесты все произошло – с точки зрения обычных людей.
О том, как создавался этот спектакль, мне поведал режиссер Народного театра ЦКД «Современник» В.М. Пугачев. «Мне было интересно работать, поскольку этого автора я люблю, — сказал Виктор Михайлович. — В свое время поставил все его произведения, написанные для театра. В том числе и «Точку зрения» в 1977-м году. Прежде всего, хочется отметить то, что это произведение необычно. Это сказка для взрослых, наделенная философскими, бытовыми и чисто человеческими мотивами. В ней заложено много и психологических моментов, ведь в каждом из нас существует и пессимист, и оптимист. Об этих двух сторонах человеческой личности и повествует «Точка зрения». Она – о том, что жизнь нужно воспринимать такой, какая она есть. Конечно, нужно стремиться к лучшему, но не быть сверхпессимистом или сверхоптимистом, надо быть реальным человеком и жить в реальном мире.
Очень интересен образ Непонятно кого: он все время присутствует на сцене — незаметный, скромный, но когда настает его момент, появляется, и все оборачивает в свою пользу. Такие люди есть и в нашем обществе. Шукшин эти моменты очень точно в своих произведениях подмечает, он – гениальный писатель. Так что этот спектакль – про нашу жизнь. Спектакль этот довольно сложный, ведь Шукшин писал полвека назад, а потому в какой-то мере уже устарел, но именно в бытовой, а не в смысловой тематике. Поэтому пришлось поработать с текстом, как-то его осовременить, что-то убрать – то, что сегодня уже не интересно и не понятно нынешним зрителям, особенно молодым. Кроме того, сейчас в России идет Год литературы, а Василий Макарович – ее классик».
Также претерпел изменения и состав персонажей. Так, например, появился новый образ – Бабушки невесты, которая в исполнении Елены Мельновой составила прекрасную компанию Дедушке, сыгранному старейшим актером Народного театра Александром Зейфером. Это – отголосок еще той, давешней постановки 77-го. Тогда эта роль была написана Виктором Михайловичем для самой старшей на тот момент актрисы – Ольги Павловны Снегуровской. И в нынешней постановке эту роль решили сохранить.
Спектакль оказался богатым на дебюты: впервые в качестве артистов на большую сцену вышли Евгений Мацепуро, сыгравший Волшебника, Алина Жорова в роли Соседки и Константин Поляков, изобразивший Жениха. Конечно, главная роль для дебютанта – дело нелегкое, но Константин с ней справился, что отметили и Виктор Михайлович, и актеры, игравшие его папу и маму – Виталий Корнеев и Татьяна Банная.
В целом же постановка получилась не только поучительной, но и нескучной. «Я делал веселый, запоминающийся спектакль водевильного плана, «а-ля Гайдай», — говорит Виктор Михайлович. – Хотелось, чтобы зритель в зале смеялся, чтобы спектакль запомнился. Меня немного упрекнули, что не совсем философски сыграны пессимист и оптимист – надо было посерьезней, посолидней. Но я не хотел утяжелять спектакль. Да и у Шукшина написано: «Жили-были два молодых человека…». Молодых! Если бы это были старые люди, это была бы уже драма».
А что же зрители? Они по достоинству оценили работу актеров, режиссера и всех остальных, кто вложил свой труд в создание спектакля: художника О. Суставой, помогавшего ей В. Векшина, костюмера Е. Гонт, занимавшегося подготовкой звукового сопровождения А. Шведова.
А. Типикина.
Фото автора.
Понравилась статья? Порекомендуйте ее друзьям!