Ветеринарная служба в годы войны


Боевым успехам Вооруженных Сил СССР в годы Великой Отечественной войны всемерно содействовали и службы тыла Красной армии. Достойное место в тыловом обеспечении войск занимала и военно-ветеринарная служба, внесшая свой вклад в победу Советских Вооруженных Сил над врагом. Значение ее во время войны определялось необходимостью использования в армии большого количества лошадей и других войсковых животных.

Несмотря на моторизацию и механизацию, конь, по-прежнему, имел огромное значение для армии, действующие части которой были насыщены значительным количеством конского состава. Если к началу войны численность лошадей в армии составляла 526,4 тыс., то уже к сентябрю 1941 года – 1 324 676, а в отдельные периоды войны она достигла 2 млн.
Необходимость использования лошадей и других войсковых животных (верблюды, волы, ослы, собаки и др.) диктовалась острой нехваткой средств моторизации, невозможностью использования в ряде случаев (осенняя и весенняя распутица, снежные заносы и т.п.) автомобильного и других видов транспорта, а также многообразием физико-географических условий на фронте, простиравшимся от Северного Ледовитого океана до Черного моря.

Конский состав использовался во всех боевых операциях, он служил важным боевым оружием в кавалерии и надежным транспортным средством в артиллерии и других родах войск и служб тыла. Все соединения и части, как правило, имели штатный конский состав. В коннице роль коня во время войны была велика. В условиях российского бездорожья, в плохую погоду кавалерия имела неоспоримое преимущество, она обладала большой проходимостью и маневренностью. Если перед началом войны в составе Красной Армии было 9 кавалерийских и 2 горно – кавалерийские дивизии, то уже в ходе операции под Москвой их насчитывалось – 22, а к лету 1943 года – 27. Кавалерийские корпуса под руководством славных конников Доватора, Белова и других, вписали не одну славную страницу в историю нашей доблестной кавалерии.
Успех материального обеспечения войск во многом зависел от организации подвоза. Доставка грузов в войска производилась не только по железной дороге, водными путями и автомашинами, но также в значительном количестве конным транспортом. Острая нехватка автотранспортных средств резко повысила значение гужевого транспорта. К примеру, штаты стрелковой дивизии, введенные в июле 1941 г., предусматривали увеличение удельного веса этого вида транспорта до 75% общей грузоподъемности транспорта дивизии. Роль его особенно возрастала в условиях непроходимых дорог.
Так, в ходе Ржевско-Вяземской операции в феврале 1942 г. первый санный обоз, прибывший в 39-ю армию Калининского фронта, привез больше запасов, чем было доставлено за несколько дней воздушным транспортом. Гужевой транспорт использовался очень широко.
Так, в битве под Сталинградом работали 209 гужтранспортных рот, численностью лошадей более 30 тыс., отдельные гужтранспортные роты на верблюдах и 6 рот на волах.
Поэтому от укомплектованности соединений, частей и подразделений лошадьми, от их работоспособности и эпизоотического благополучия в значительной степени зависели подвижность и боеспособность войск, их своевременное и полное тыловое обеспечение.
Вопросы комплектования частей конским составом и состояние конских ресурсов приобрели чрезвычайно важное значение и осложнились уже на первом году войны. Вынужденный отход частей Красной Армии с наших территорий, на первых порах войны, сопровождался значительной потерей конского состава. Так, из 17,5 млн. общего поголовья лошадей, насчитывавшихся к началу нападения Германии на СССР, к сентябрю 1942 года осталось всего 9 млн. лошадей вместе с молодняком. Такие огромные потери сразу же поставили части РККА в тяжелое положение в отношении комплектования конским составом. Однако, несмотря на сложность обстановки, работа личного состава ветеринарной службы, система проведенных профилактических и противоэпизоотических мероприятий обеспечили ветеринарное благополучие конского состава, поступающего на укомплектование войск.
С первых дней Великой Отечественной войны основными задачами военно-ветеринарной службы являлись: профилактическое, противоэпизоотическое и лечебно-эвакуационное обслуживание конского состава, а также ветеринарно-санитарный надзор за доброкачественностью мяса и других продуктов животного происхождения, поступающих в войска. Кроме лошадей на ветеринарном обеспечении и обслуживании находились крупный и мелкий рогатый скот продовольственных гуртов, тысячи военных собак, животные подсобных хозяйств войсковых частей военных округов, а также животные, брошенные населением, эвакуированным из районов боевых действий.
Специалисты ветеринарной службы Комаричского района также принимали участие в Великой Отечественной войне, и после войны участвовали в восстановлении разрушенного сельского хозяйства. У нас еще в районе имеются ветеринарные специалисты, которые работали под началом участников ВОВ: Королев Г.Н. – работал главным ветеринарным врачом совхоза «Лопандинский», Кошеваров А.Д. – главный ветеринарный врач совхоза «Лопандинский», Палычев М.И. – директор зональной ветеринарной ветлаборатории, Климов И.И. – заведующий Литижским ветеринарным пунктом. И характеристики, которые дают ныне действующие ветеринарные специалисты, имеют только восхитительный характер. В канун юбилея Великой Победы хочется вспомнить добрым словом всех участников Великой Отечественной войны, пожелать всем, кто жив – крепкого здоровья, а кого уже нет среди нас, мы о них помним, не забываем и обещаем также любить свою Родину, как любили они. Никто не забыт и ничто не забыто.
Н. Гуданов, начальник ГБУБО “Комаричская райветстанция”
На фото: Королев Г.Н.


Понравилась статья? Порекомендуйте ее друзьям!
Яндекс.Метрика
WordPress Lessons
Сайт использует cookie-файлы и другие аналогичные технологии. Если, прочитав это сообщение, вы останетесь на сайте, это означает, что вы не против использования этих технологий.