Новый год под грохот канонады


Мы привыкли встречать Новый год за общим праздничным столом под бой курантов. И нам трудно представить праздник под грохот орудий и разрывы бомб.

«Два с половиной года я воевал в Полоцко-Лепельском партизанском районе, куда ушел 21 октября 1942 года, забрав с собой малолетних брата и сестру, — рассказывает ветеран Великой Отечественной войны Елисей Данилович Шипулин. — Под контролем советских партизан было 1 220 населенных пунктов, работали газеты, школы, больницы, полевые аэродромы. До мая 1944 года сюда не ступала нога немецкого солдата, потому что у нас была хорошо вооруженная группировка общей численностью 18 тысяч человек. Меня поставили политруком партизанской роты имени Доватора в составе партизанской бригады имени Пономаренко. Наш партизанский район не давал покоя врагам: мы пускали под откос поезда, уничтожали немецкие гарнизоны и фашистских пособников.
Время было тяжелое, и нам было не до праздника. Командование отряда запланировало операцию по уничтожению гарнизона под Полоцком на начало января 1944 года. Подходил к концу декабрь сорок третьего. Командир Гончаров Харитон Минович попросил меня, чтобы я разрешил своей сестре отправиться в разведку в немецкую зону. Несмотря на опасность, я разрешил. Мы замаскировали ее под нищенку, и она отправилась собирать сведения о немецком гарнизоне, располагавшемся в шести километрах от Полоцка.
Надо сказать, что сестре удалось добыть очень ценные сведения, на основании которых можно было приступить к уничтожению противника. И вот, в самом начале января два отряда нашей бригады начали операцию по уничтожению гарнизона, в котором на тот момент было два батальона немцев и батальон власовцев. В два часа ночи мы окружили деревню Бельшица, где квартировали фашисты. Наши разведчики сняли часовых. Под праздники немцы расслабились, многие были пьяны, чем мы и воспользовались. Отряд в результате этой операции потерь не понес, а фашистам досталось. Такой вот новогодний «подарок» немецким оккупантам мы приготовили в 1944 году», — вспоминает ветеран.
А в конце апреля – начале мая 1944 года немцы организовали блокаду непокорных территорий. Они бросили против партизан 60 тысяч эсэсовских частей, жандармерии и власовцев, орудия, танки, самолеты. В течение 25 суток партизаны отбивали атаки фашистов, но силы были не равны, и командование решило прорываться в Беловежскую пущу. При прорыве Елисей Данилович был сильно ранен и по 6 декабря проходит лечение в госпитале.
Новый, 1945 год Шипулин встречал в составе 17-го отдельного инженерно-аэродромного батальона. Вот как он сам об этом рассказывает:
«Задачей нашего соединения был монтаж полевых аэродромов на освобожденной территории из американских плит. Уже в конце декабря 1944 я попал в войсковую часть, расположенную на территории бывшей оккупированной Польши, в городке Шнайдемюль. Аэродром уже к тому времени весь собрали: ангары, подходы, подлеты, к нам стали садиться самолеты, чтобы лететь бомбить Берлин. И тут наступил Новый год. Мы поставили большую елку, украсили ее патронами. На ужин нам выдали по 100 граммов, а после организовали концерт художественной самодеятельности. У нас были свои артисты, которые пели, танцевали, играли на гармошке. Мы радовались, что конец войны не за горами. Этот Новый год мне запомнился на всю жизнь».

Е. Цветков.


Понравилась статья? Порекомендуйте ее друзьям!
Яндекс.Метрика
WordPress Lessons
Сайт использует cookie-файлы и другие аналогичные технологии. Если, прочитав это сообщение, вы останетесь на сайте, это означает, что вы не против использования этих технологий.