Музыка вечна…


Когда Владимир Васильевич Шупиков пришел в редакцию известием, что его оркестр занял первое место на ежегодном областном конкурсе инструментальной музыки «Родниковые наигрыши», никто особенно не удивился. Порадовались, конечно. Но мы уже настолько привыкли к победам наших школьников на различных творческих конкурсах, что стало казаться – это в порядке вещей и иначе быть не может. Мы не раз слышали, как играют ребята, провожая своих земляков в армию, аплодировали их выступлениям на районных конкурсах, следовали за оркестром по улицам поселка на день Победы. Мы знали, что они лучшие. И теперь это еще раз подтверждено документально. Коллектив получил право представлять Брянскую область на открытии фестиваля «Славянское единство» в Климово летом нынешнего года. Этой чести духовой оркестр удостаивается уже в третий раз.
Но если на первый взгляд кажется, что все просто, выучил ноты – сыграл — победил, то любой музыкант посмеется на эти дилетантским рассуждением. Все-таки в конкурсе принимали участие 35 коллективов всей области – от балалайки до эстрадных групп, да и жюри из 12 человек — преподаватели музыкального училища и колледжа культуры, не дают спуску ни новичкам, ни именитым. Наш школьный оркестр относится как раз к разряду именитых: при виде суземских ребят в разношерстных одежках – мы единственные, пожалуй, кто не имеет собственной формы — заметно сникают все  вышколенные, с иголочки одетые коллективы, с блестящими новыми трубами и тарелками. «Опять Суземка приехала», — слышится обреченный вздох за кулисами. –Теперь первого места не видать…»
«За высокое исполнительское мастерство и глубокую эмоциональную подачу», — написано в Дипломе. Отметили высокую тесситуру нот и чистое звучание баритонов.  Можно выдохнуть и позвонить  в больницу Василию Николаевичу Шупикову, который, несмотря на все призывы врачей сохранять спокойствие и не делать резких движений, больше волнуется за сына и оркестр, чем за свою открывшуюся язву.
Как достигается «наука побеждать»? У каждого педагога есть свой особенный рецепт. Но в чем-то они все похожи. Главная цель – позволить  ребенку раскрыться. Для этого Владимир Васильевич сначала показывает партию каждому исполнителю индивидуально, добивается идеального звучания одного инструмента, потом идет работа в группах однородных инструментов, и только на заключительном этапе все партии сводятся в одну –оркестровую. И этот момент самый ответственный: если раньше ты отвечал только себя, то теперь каждый звук идет в общий зачет. Один «слажал», как говорят музыканты, а впечатление падает от всего коллектива. Отсюда чувство локтя, взаимопомощи и взаимной ответственности.
 «Я вижу, какие они перед первым выступлением –поджилки, коленочки трясутся, дыхание срывается. Бегают смотреть за кулисы, много ли народу собралось в зале, переживают, чуть не плачут. Но вот наш выход. Первые уверенно взятые аккорды – человек преображается. На сцене уже не ученик какого-то класса, который вышел к доске, а артист, творец, мастер, способный увлечь за собой, повести и на бой, и на праздник; заставляющий восхищаться до слез тех самых учителей, что вчера отчитывали его за плохие отметки. Он солист, и весь оркестр подчиняется ему, жадно смотрит, ловит его дыхание. Он ощущает себя богом, он может дарить. Если партия солиста особенно удалась – весь оркестр начинает играть с удвоенной энергией. И это безумство поражает всех – среди оркестрантов нет равнодушных».
Вот откуда в дипломе слова про глубокую эмоциональную подачу…
Кстати в его оркестре представитель уже третьего поколения Шупиковых  — на втором корнете играет сын Дмитрий. Пока не на главных ролях, пока учится. Все прошли через это. Трубач Дмитрий Федорцов смотрел во все глаза на Константина Рындина, когда тот солировал, теперь сам стал солистом. Барабанщица Даша Ежикова на конкурсе выступила впервые, и ее дебют был замечен и оценен. Выпускник Илья Шатов уже давно работает в Москве, но до сих пор приходит в школу на репетиции и берет в руки тубу – старую-старую, паяную – перепаянную, но от этого еще больше любимую. «Не могу отвыкнуть, — признается он. – Душа тянется»…
Благодаря популярному несколько лет назад сериалу «Ранетки» в оркестре появилась группа барабанщиц – девчонки сами попросили научить их играть. Репетировали несколько месяцев каждый день – результат превзошел все ожидания. Теперь без маршевой группы невозможно представить парады. Как нельзя представить без Ольги Болдыревой джазовый компонент оркестра. Она сама захотела петь джаз, у нее получилось, и получилось так здорово, что всему оркестру пришлось переучиваться, вернее, учиться импровизировать.
«Все проходящее, а музыка вечна, -говорит герой Леонида Быкова в фильме «В бой идут одни старики». Говорит во время войны, накануне боя. Не будем же ставить эту фразу под сомнение в Год культуры. Наверное, как-то должны прийти к разумному компромиссу администрация школы №2 и руководители оркестра и «Околицы» найти деньги на оплату света и тепла, чтобы не доводить дело до выселения из давно обжитого ими помещения так и несостоявшегося бассейна. Деньги приходят и уходят, а искусство должно оставаться. Это единственное, чем мы еще можем гордиться.


Понравилась статья? Порекомендуйте ее друзьям!
Яндекс.Метрика
WordPress Lessons
Сайт использует cookie-файлы и другие аналогичные технологии. Если, прочитав это сообщение, вы останетесь на сайте, это означает, что вы не против использования этих технологий.