Его стихи как откровение души


В нашем доме на книжной полке хранится мой самый любимый сборник стихотворений. Нет! Не А. Пушкина, не С. Есенина или какого-то другого любимого русскими людьми автора. Этот поэт малоизвестен. Но уверена, человек, о котором пойдет речь, заслуживает внимания. Он — солдат, который прошел почти всю Европу, освобождая Румынию, Австрию, Венгрию, Чехословакию, Югославию. Он — «без вины виноватый», незаслуженно заключенный ГУЛАГА.

Он — поэт, чьи стихотворения заставляют задуматься об истории нашей страны, о человеческих переживаниях в годы войны и сталинских репрессий.

Григорий Афанасьевич Ворожбитов родился 30 января 1918 года в Кирилловке Климовского района. С отличием закончил семилетнюю школу, затем Орловское училище. После поступил в пединститут на филологический факультет. В 1939 году был призван в ряды Красной Армии.

Перед войной Григорий Афанасьевич прошел школу младших командиров и начал служить в Кривом Роге. В 1941 году он находился на сборах пулеметчиков в Бессарабии. Войну он встретил в июне в городе Бельц, что вблизи Румынии.

Первые дни войны на приграничной реке Прут Григорий описал в поэме «Комиссар Кайда».
В этом произведении Г. Ворожбитов вспоминает слова комиссара батальона:
«Мы сможем все!
И для солдат не может
Быть слова в разговоре
«не смогу»,
Нужно только
храбрость перемножить
На святую ненависть
к врагу.
И тогда позором
не покроем
Всех имен, кто ляжет… Никогда! –
Так сказал нам
перед первым боем
Батальонный комиссар Кайда».

В начале войны Григорий исполнял обязанности политрука — заместителя командира по политической части. В обязанности политрука, как известно, входило политическое и воинское воспитание личного состава.

На краеведческом сайте библиотеки Братского района Иркутской области опубликована статья, содержащая историю жизни Григория Ворожбитова. В этой статье говорится, что образованность, политическая грамотность, дисциплинированность, умение быстро принимать решения и брать ответственность на себя, стремление быть впереди в самых сложных и рискованных ситуациях помогали Григорию Афанасьевичу продвигаться по службе. Осенью 1941 года он был командиром взвода пулеметчиков, а в 1942 уже политруком роты в звании старшего лейтенанта.

Великий День Победы Г. Ворожбитов встретил в Австрии. До 1950 года гвардии-майор Григорий Афанасьевич служил в Германии, командовал батальоном. В дальнейших планах — учеба в военной Академии в Москве, уже были отправлены документы. Несомненно, Григорий Ворожбитов мог бы гордиться своей военной биографией. Одним словом — Победитель!

Все надежды на будущее, а вместе с ними и былые заслуги перечеркнул нежданный арест. Григорию было предъявлено сразу несколько обвинений. Первое — он собирался перейти на американскую сторону. По службе Григорию часто приходилось общаться с союзниками. Второе — шпионаж. Еще во время обороны Ленинграда в 1941—1942 годах Григорий прочитал опубликованные во фронтовой газете стихи Всеволода Багрицкого «Фрицы-гады у костра погреться рады». Через два дня он наткнулся на свежую солдатскую могилу. На дощечке было имя этого поэта. Григорий отметил крестиком место захоронения В. Багрицкого на карте, чтобы после войны могли найти место гибели поэта. Г. Ворожбитов и не думал, что спустя несколько лет эту пометку расценят как деятельность шпиона, который зафиксировал советскую огневую точку.

Григорий Афанасьевич провел более трех месяцев в камере смертника. В январе 1951 года смертный приговор Григория был заменен на Озерлаг в городе Вихоревка Братского района Иркутской области. Там он работал на строительстве железной дороги, лесозаготовках, выполнял, как и все политзаключенные, любую работу.

Семь лет Григорий отбывал свой срок заключения. После освобождения он остался жить в Вихоревке. К этому времени он встретил свою будущую жену Галину Ефимовну, которая работала инспектором в одной из колоний.

Из упомянутой статьи, известно, что Григорий всегда пользовался заслуженным авторитетом среди своих коллег и знакомых. Однако было тяжело на душе у Григория, особенно в дни, когда чествовали участников Великой Отечественной войны, он не принимал поздравления в День победы вместе с другими фронтовиками. Ведь его невиновность не была признана официально. На руках у Григория была лишь справка об освобождении, полностью он был реабилитирован лишь спустя три десятка лет. В 1989 году Григорию были возвращены два ордена Красной Звезды, медали «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За взятие Будапешта», «За победу над Германией» и другие благодарности.
Умер Г. Ворожбитов в апреле 2002 года.

«Григорий Афанасьевич запомнился нам, как человек исключительной скромности, он никогда не стремился демонстрировать свои боевые заслуги или подчеркивать несправедливость судьбы, потому что всегда ощущал себя частичкой своего народа. Прошедший Великую Отечественную войну от начала до последнего дня, он оставил нам стихи, которые похожи на искренний разговор с читателем на личные темы» — так вспоминают о Григории Ворожбитове работники библиотеки Братского района.
Свои сокровенные мысли и переживания Григорий собрал в тетрадке со стихами. Большинство фронтовых стихотворений утрачено, они были уничтожены во время его задержания. Позже часть из них поэт восстановил по памяти.

Известны рукописи двух книг стихов Григория Ворожбитова — «Алые слезы» и «Теплые ветра». Рукопись «Алые слезы» написана Григорием в бараках Озерлага. «Читать ее без слез и спазма в горле невозможно», — писал Виктор Сербский, поэт, библиофил, собиратель уникальной библиотеки русской поэзии.

Книга «Алые слезы» — о человеческих страданиях в неволе, о несправедливости и о светлых чувствах — вере, надежде, любви.

А «Теплые ветра» была написана уже после освобождения. В ней горькие воспоминания о войне, погибших друзьях, строки, посвященные Галине Ефимовне — любимой женщине, стихи о малой родине — о Брянщине и о Кирилловке.

С 1954 по 1992 годы Григорий писал повесть «Король Люксембургский», обличающую геноцид сталинско-бериевского режима и воспевающую высокие человеческие качества души — честь, совесть, достоинство, дружбу.

Григорий Ворожбитов писал своей жене Галине Ефимовне:

«Когда ж уйду я
в край далекий,
То ты с забвением
не спеши,
Прочти еще раз
эти строки,
Как откровение души».

Благодаря светлой любви к Галине Ефимовне, неиссякаемой вере в счастливое будущее и надежде на большое счастье, не очерствела душа Григория под гнетом горькой судьбы. Григорий Ворожбитов — один из тех поэтов, которые хотели быть услышанными, которые хотели научить людей сострадать, заботиться, любить и ни в коем случае не предавать.

Екатерина Грецкая


Понравилась статья? Порекомендуйте ее друзьям!
Яндекс.Метрика
WordPress Lessons
Сайт использует cookie-файлы и другие аналогичные технологии. Если, прочитав это сообщение, вы останетесь на сайте, это означает, что вы не против использования этих технологий.