Хрустальный: ритмы будней


Что бы ни говорили, а дятьковский хрусталь остается брендом Брянской области. Его изделия зачастую являются призами на самых различных конкурсах и соревнованиях – будь то автопробег, конкурс красоты или шахматный турнир. Недавно ООО «ДХЗ-плюс» пополнил своими  шедеврами подарочный фонд Госдумы ФС РФ, именно его изделия выиграли тендер на столь высоком уровне.Музей хрусталя принимает множество экскурсантов из разных регионов страны, в плане экскурсий – за отдельную плату  -возможно посещение хрустального производства.
По данным музея хрусталя с марта 2015 года проведена 141 производственная экскурсия. Одну из таких экскурсий мне довелось встретить 11 сентября, на заводской проходной. Ребята из школы № 60 города Брянска  бурно обсуждали размах строительных работ на территории завода, то, как выдувальщики работали у печи, доставая из огня шары стекломассы – будущие бокалы или стаканы. Удивилась интересу ребят и к истории завода:

— Это старый завод. На одном из зданий написано 1909 год, — восклицали ребята, которых я попросила сфотографироваться.

–  Прошло более полугода с запуска новой стекловаренной печи на исторической площадке хрустального завода, – рассказал заместитель генерального директора по производству и технологиям ООО «ДХЗ-плюс» А.Чайкин. – За это время удалось   добиться высокого качества стекломассы, отработать технологию до мельчайших тонкостей. Отдали дань истории: восстановили историческую линейку изделий – по сохранившимся в музейных архивах прейскурантам изготовили сервизы – в точности такие же, какие делал завод при Мальцове в XIX веке! То есть, мы не только работаем на потребности рынка, но и совершенствуемся в художественном плане, ищем, изучаем традиции…

Поэтому странными и нелепыми кажутся высказывания скептиков и недоброжелателей в адрес нашего предприятия о том, что  производство в котельной – это «фантик». Сравнивают его с гигантом социалистической индустрии, которым был завод много лет назад. Между тем, даже детям сегодня ясно: прежние гиганты нынче не жизнеспособны. Наша печь, выпускающая сегодня 1,5-2 тонны стекломассы в сутки, полностью обеспечивает потребности производства и сбыта.

– Разница в том, что на филиале при тех же объемах выработки, мы за газ ежемесячно платили 4,5 млн. руб., за электроэнергию – 1,6 млн., а теперь мы газа потребляем на 800 тыс. руб., а электроэнергии – на 460 тысяч рублей. Элементарная арифметика, которая понятна каждому, – вступает в разговор генеральный директор предприятия И.Иванин – Мы своевременно рассчитываемся за энергоресурсы, перечисляем средства в социальные фонды, вовремя выдаем зарплату. У нас имеются заказы, и успешно идет сбыт продукции. Есть и вторая составляющая: что выпускать? То, что будет лежать на складе, или то, что идет по заказу  на реализацию?  Мы ориентируемся на производство под реализацию товара, что в наше рыночное время, сотрясаемое кризисами, санкциями, ростом тарифов, является единственно верным решением. Тем более, если речь о производстве хрусталя – сложном и энергоемком. Мы ориентируемся на выпуск сувенирной продукции и элитных изделий по спецзаказам, призов для различных конкурсов и фестивалей.

Беседуя, мы идем по территории завода: вокруг стройка, котлованы, расчищенные и подготовленные площадки для возведения новых объектов. Та самая котельная – а это довольно большое сооружение –  уже дополнена свежими пристройками.

– За это время мы построили (пристроили к той самой котельной) цех обработки и цех химполировки, склад готовой продукции. Как и планировали. Приступаем к отделочным работам. Все будет действовать в едином комплексе, под одной крышей. Это позволит более рационально вести производство, – продолжает свой рассказ Игорь Алексеевич Иванин. – Практически все этапы техпроцесса оснащены электроникой, включая составной участок.  Там как в лаборатории. Фактор вредности и вероятность ошибки сведены до минимума.   Сходите, поговорите с начальником участка Валентином Родионовичем  Володченковым. Он прошел все огни и воды на хрустальном. Знает дело до тонкостей. Свои знания и опыт человек и сейчас отдает заводу. Это настоящий патриот, патриарх  составного цеха и завода,  наша гордость. Я задаюсь вопросом: а есть ли чем гордиться тем критикам и недоброжелателям, которые рвут голоса, крича, что завода нет? Что ЭТИ люди сделали для города, что открыли,  что создали, что восстановили? А команда инвестора Авдеева, настойчиво и целеустремленно продолжает идти выбранным путем, мы строим, мы производим, мы даем людям работу и своевременную зарплату. Растем художественно! Не забывайте, последние 15 лет на заводе не было создано ничего нового, а сегодня мы создаем, и вникаем во все детали, и я как руководитель в том числе, – и это правильно! Когда хочешь добиться успеха, по-другому нельзя.

На участки выработки и обработки я отправляюсь с технологом. Попадаем на обеденный перерыв, но оно и к лучшему: есть возможность побеседовать с хрустальщиками в непринужденной обстановке.

– Мы довольны, что работаем на  заводе, – рассказывают женщины-хрустальщицы – Л.Гусакова, Е.Францева, И.Манешина, к ним присоединяются и сдержанные рабочие  — мужчины. – Занимаемся любимым делом. Без хрустального завода себя и не мыслим. Зарплату выдают вовремя – это самое главное, бюллетени оплачивают, доплаты все за вредность получаем, отпуск – по графику. В общем, все по закону, по-честному. Еще очень важно, что есть возможность проявлять творчество, потому что изделия на заказ требуют особого подхода к их изготовлению. Поднимает настроение и то, что на территории завода идет большая строительная работа, прокладываются новые инженерные сети, возводятся новые объекты, ветхие здания сносятся.

– Мы – профессиональные хрустальщики, – говорили бригадир-прессовщик Сергей Рысаков, (он и сына привел с собой на предприятие), и наборщик стекломассы Андрей Потугин, которые неделю назад поступили работать на «ДХЗ-плюс». Стаж работы на  хрустальном у первого – 13 лет, у второго  – 12. –   И когда вынуждены были временно работать на другом месте, мечтали возвратиться сюда. Работать там, где живешь, рядом с домом, с семьей, что может быть лучше?

Люди, работающие сегодня на предприятии, охотно и открыто говорят о своих обязанностях, о том, что уже этот, новый завод для них – это стабильность, надежда на будущее, основа жизни. А с какой гордостью рассказывали  рабочие о том, как изготавливали хрустальные элементы для Поклонного креста – ведь это история, память на долгие годы!

Заместитель директора по качеству Анна Маврина (стаж работы на хрустальном производстве 17 лет) сделала акцент на том, что качество сегодняшнего хрусталя должно быть безупречным, это одна из главных задач, продиктованная рынком, что каждый сотрудник это понимает и ответственно относится к делу.

Старший стекловар Алексей Осмоловский (27 лет отдал он производству хрусталя) рассказал, как привыкали к новой печке, как добивались получения идеальной, высококачественной стекломассы. На прессе работал Евгений Новиков, хрустальщик с 16-летним опытом. Он грамотный наладчик стеклоавтомата, обеспечивает настройку машины и обработку края изделий.

В цехе обработки (он находится пока в старом здании) внимательные шлифовщики работали, не отвлекаясь. Многих из них сфотографировала. Прекрасные и сосредоточенные лица. У каждого свой вид изделий: вазы, корзинки, блюда, рюмки.

В стороне упаковщики пакуют изделия в коробки.

– Эта ваза изготовлена для Монголии, – говорят сотрудницы. – Эта – для РПЦ (русской православной церкви).

Начальник участка обработки Игорь Маркин пояснил, что за смену производят около 1000 штук изделий. Ассортимент – 30 наименований.

– Хорошо показали себя мастера-шлифовщики: Василий Покатило, Жанна Кисенкова, Марина Лексикова, Андрей Дроздов. Они любую грань нанесут.  Гордостью цеха также являются опытные специалисты – Валентин Селуков, Ольга Малахова, – отмечает своих рабочих Игорь Евгеньевич. – Все работают слаженно, выполняют план. В скором времени число рабочих будет увеличено.

Напоследок отправились в составной цех. За компьютерным столом колдовал В.Володченков. Тут же работают его сын Алексей и  специалист цеха Игорь Белый.

– Если печь называют сердцем хрустального завода, то составной цех это белые и красные клетки, из которых зарождается хрусталь, это исток всего производства, – говорил заслуженный рационализатор и изобретатель Валентин Родионович. – В компьютере хранится рецептура шихты, с помощью электроники идет дозировка составляющих.  Я всегда верил, что нам удастся открыть производство на новом-старом месте. И очень горд, что я в этом участвовал. Доволен, что по моим стопам идет сын. Как говорят: Россия держится на династиях.

Прав Володченков! Тысячу раз прав! И не только на династиях, на всех достойных людях – любящих свое дело и город, самоотверженных, целеустремленных и грамотных. Их  на ДХЗ  сегодня немало! Посещение нового хрустального  показало это в полной мере.

Пусть проект, задуманный Сергеем Авдеевым трудный и сложный, требующий много сил и финансов. Пусть на его осуществление уйдет не один год. Но то, что уже сделано сейчас: а это работающий хрустальный завод, дающий качественную продукцию и своевременную заработную плату своим работникам – уже достойно уважения! Да, хрустальщиков сегодня не тысячи, как при социалистическом строе, и завод – не мега-гигант, как когда-то –  времена другие. Но стоит ли злопыхать и наигранно негодовать, стоит ли оперировать непроверенными досужими домыслами, если на другой чаше весов то, что важно для настоящих профессионалов своего дела, для патриотов города, да и для всех дятьковцев. А именно: нить истории хрустального производства не прервалась, вековые традиции продолжают жить, хрусталь –  по-прежнему является визитной карточкой Брянщины, а Дятьково не утратило своего статуса города хрусталя.

Татьяна АРТАМОНОВА

Фото автора


Понравилась статья? Порекомендуйте ее друзьям!
Яндекс.Метрика
WordPress Lessons
Сайт использует cookie-файлы и другие аналогичные технологии. Если, прочитав это сообщение, вы останетесь на сайте, это означает, что вы не против использования этих технологий.