В 17 лет ушел в партизанский отряд


Человеческая память свято хранит события Великой Отечественной, не дает забыть тех, кто погиб на фронте, умер от полученных ран в госпиталях. Время безжалостно, и с каждым годом становится все меньше ветеранов той кровопролитной войны. Так и в моей семье она оставила свой след. Не прошла стороной.
Я, Зайцев Евгений Иванович, хочу рассказать о своем отце Иване Мироновиче Зайцеве, участнике войны.

Родился он в 1925 году в деревне Дубки Севского района. Семья была многодетной. Родители трудились в колхозе. Учился отец в Сенном, окончил семилетку. По окончании школы тоже пошел работать в колхоз, там всем работы хватало. Нужно было пахать, сеять, убирать урожай.
В семье у отца были еще два брата и две сестры. Старший — Дмитрий, 1918 года рождения, служил в рядах Красной Армии в Пограничных войсках. Жизнь шла своим чередом. Но 22 июня 1941 года началась война.
Необычайно трудно было выживать большой семье в условиях фашистской оккупации. Везде по деревням расселялись полицаи. Деревни сжигались. Люди прятались в погребах. В основном старики, женщины и дети. Молодежь сгоняли в Быки (ныне с. Первомайское) и Сосницу, рыть окопы для немцев. Многих угоняли в Германию. Приходилось прятаться. Фашисты в брянский лес и в близлежащие к лесу деревни не заходили, боялись партизан.
В один из осенних дней 1942 года в деревню Дубки пришла партизанская разведка. Ночью мой отец, ему было 17 лет, и мой двоюродный брат по материнской линии Владимир Сергеевич Губарев, ему было 25 лет, ушли на санях вместе с партизанами в Хинельские леса.
С этого взял свой отсчет боевой путь молодых ребят-красавцев. Работа в партизанском отряде заключалась в помощи по хозяйственной части: рубили дрова, рыли и строили землянки. Но уже в начале 1943 года фронт стал приближаться к Хинелю. Тогда отца и брата, вместе с ранеными партизанами готовили для соединения с войсками Красной армии. Отец, Иван Миронович, конвоировал группу захваченных в плен полицаев до города Орла. После передачи пленных в марте 1943 года он вступил в ряды Красной армии.
Призвал его на службу Елецкий РВК, определили связистом в стрелковый батальон, в звании — рядовой. В его обязанности входило обеспечение связи между ротами, вовремя ремонтировать порывы и «попутно» отбиваться от врага, уничтожать, по возможности, неприятелей.
Но был ранен. Сильно осколками посекло спину. Лечился в полковом лазарете. За участие в боевых действиях в июле 1943 года был награжден медалью «За отвагу».
И снова в бой. Отца ждал Центральный фронт. В сентябре он получил очень тяжелое ранение в руку. Был госпитализирован в военный госпиталь под Ярославлем. Благодаря большим усилиям военврачей, удалось избежать ампутации руки. Разрывная пуля попала в левое предплечье. Ворс и грязные нити одежды попали в руку, рана затягивалась долго, из-за сырости начала гнить, сочилась кровь. Как и другим раненым, молодому бойцу помогала выживать симпатичная медсестричка. Но как ее звали, отец не знал — просто «сестричка».
Как рука немного зажила, отец стал рваться на фронт, чтобы гнать врага с нашей земли. Сколько полегло бойцов от рук оккупантов. Ненависть к врагу давала силы идти воевать.
Писем домой не писал. А каждое письмо — живой голос солдата. Солдаты письма домой писали в землянках, блиндажах во время коротких передышек. А как ждали родные заветной весточки!
Имея боевые ранения, за мужество и отвагу, проявленные в борьбе с фашизмом в бою 14 сентября 1943 года и в обеспечении связи командного пункта, рядовой Иван Миронович Зайцев был награжден орденом Красной Звезды.
После госпиталя отца направили на курсы под Ярославль. Ему предложили учиться на пехотинца связи. Четырехмесячные курсы позволяли получить звание младшего лейтенанта и продолжать работать со связью.
Но в начале 1944 года в стране стали выпускать много военной техники. В частности, танки «Т-34». Экипажей для танков не хватало, и отец стал учиться на двухмесячных курсах. Получил звание — сержант. Должность — командир орудия танка «Т-34» с пушкой 76 мм, которой он и управлял.
В 1944 году наши части наступали. Прорвав оборону, вышли к Государственной границе, на Западный Буг. Советские воины с боем вступили на территорию Польши.
Со слов отца, воевать в танке особенно трудно. Зимой очень холодно, а летом невыносимо жарко, из-за выхлопных газов при выстреле нечем дышать. Необходимо было открывать задвижки для притока воздуха, но вокруг все тоже дымилось и горело.
Всего в танк помещалось 16 снарядов. А у танкового пулеметчика снарядов было побольше. Иногда башню с пушкой «клинило» от попадания снаряда.
«Взвоют гусеницы люто,
Надрезая снег с землей.
И, как будто, первопуток,
Открывая за собой,
В сталь одетый и обутый
Танк идет с исходной в бой»…
Я часто спрашивал отца:
— А как же весь твой экипаж? Что с ними сталось?
— Экипаж — одна семья. Только локоть каждого члена экипажа, воля, сплоченность, взаимовыручка, бесстрашие и сила спасала и хранила нас от гибели. Каждые две недели, а то и чаще, экипаж мог меняться. День-два уходили на ремонт техники, а после, весь пропитанный мазутом и соляркой, экипаж машины боевой спускался в люк «Т-34» и снова в бой, бить немцев. Гибли товарищи-однополчане. Но мы знали за что, за Победу! Им вечная память…
В 1944 году был страшный бой на ячменном или пшеничном поле в Польше. В гусеницу танка попал снаряд, танк загорелся. Папа рассказывал, как трудно было ребятам покидать технику, как помогали друг другу. Одежда и шлемы горели, обгорали лица. Потом раны зажили, а шрамы на лицах остались.
Отец на танке дошел до города Потсдама в Германии. Но в сам город танки не заходили, так как в узких переулках были легкой мишенью для снайперов. Один выстрел в заднюю решетку, где находится двигатель, и технике конец. Иногда технику приходилось бросать, в города входили самоходные 100 мм орудия и вели бой.
Командир орудия И.М. Зайцев был награжден медалью «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». Только весной 1945 года написал отец весточку домой.
Когда война закончилась, отец остался в Германии на сверхсрочной службе, до 1949 года. Комиссовали его из-за незаживающей раны на руке, полученной в 1943 году. Вернулся отец домой уже на Брянскую землю. Комаричский и Севский районы уже вошли в состав Брянской области.
В Севске хирург Феликс Мечиславович Рикман сделал отцу операцию. Рана стала затягиваться, и уже через три года с него сняли инвалидность. В 1949 году отец женился. Он работал в колхозе. Надо было поднимать хозяйство, строиться. В 1957 году переехал с семьей в Запорожье, где работал на заводе «Запорожсталь». Работа была тяжелой, но сил хватало.
В 1985 отца наградили орденом Отечественной войны, а также многими юбилейными медалями.
Отец неохотно вспоминал военное лихолетье. Но военная история отца передается из поколения в поколение. Уже мои сыновья, внуки моего отца, гордятся своим дедом. А в год 70-летия Великой Победы уже правнук будет рассказывать своим однокурсникам о прадедушке-танкисте, чью фамилию с гордостью он носит.
Умер отец в 1993 году и похоронен в родной деревне Дубки.
Всего в нашей семье по отцовской и материнской линиям воевали:
— Сергей Павлович Губарев, 1905 г.р., рядовой. Погиб в бою 26.08.1942 года, похоронен в братской могиле в деревне Конлуки Смоленской области;
— дядя, Иван Павлович Губарев, 1920 г.р., лейтенант, призван Брасовским РВК, был ранен. Награжден медалью «За боевые заслуги». Умер в мирное время;
— двоюродный брат, Владимир Сергеевич Губарев, 1925 г.р., призван Орловским РВК, был ранен. Награжден медалью «За боевые заслуги». Умер в мирное время;
— двоюродный брат отца, Аким Давыдович Зайцев, 1913 г.р., призван Севским РВК, красноармеец. Награжден медалью «За боевые заслуги», Умер в мирное время;
— двоюродный брат отца, Павел Давыдович Зайцев, 1913 г.р., призван Севским РВК, красноармеец. Погиб в бою в 1943 году, похоронен в братской могиле в Гордеевском районе Брянской области. Награжден медалью «За боевые заслуги»;
— родной старший брат отца, Дмитрий Миронович Зайцев, 1918 г.р., призван Севским РВК, служил в пограничных войсках, попал в плен в первые дни войны. Был освобожден из концлагеря в конце войны. Вернулся после освобождения домой в деревню Дубки сильно исхудавшим и замученным. Работал в совхозе. Умер в мирное время.
Из фамилий этих героев можно написать свою фамильную «Книгу Памяти».
Сохранение памяти о подвиге страны, ее народа, родных, земляков сегодня становится долгом каждого гражданина. Потому что есть определенные силы во многих государствах, которые эту память пытаются уничтожить, принизить, исказить значение великой Победы, роли нашего народа в уничтожении фашизма. Этого допустить нельзя!
Все погибшие герои должны быть занесены в список «Бессмертного Полка».
А поколения должны «Через века, через года, помнить о тех, кто уже не придет никогда!».

Воспоминания Евгения Ивановича Зайцева записала библиотекарь Липницкой библиотеки Н. Ситникова.


Понравилась статья? Порекомендуйте ее друзьям!
Яндекс.Метрика
WordPress Lessons
Сайт использует cookie-файлы и другие аналогичные технологии. Если, прочитав это сообщение, вы останетесь на сайте, это означает, что вы не против использования этих технологий.