Только очень жди


«Жди, когда снега метут, жди, когда жара, жди, когда других не ждут, позабыв вчера…» И она ждала, больше полувека ждала и вглядывалась в каждую одинокую фигуру за окнами сельского дома. Ждала из ссылки, ждала с войны, которая для нее так и не закончилась, потому что он обещал вернуться. Ждала до своего последнего вздоха, просто она умела ждать, как никто другой.

Маша

Обычный день 1914 года ознаменовался для русских эмигрантов, приехавших в американский Питтсбург на заработки, счастливым событием — в семье родилась дочка. Новорожденную малышку нарекли русским именем Мария и крестили по православному обычаю. До восьми лет маленькая русская американка жила на далеком континенте, а потом вместе с мамой вернулась в Россию, на родину родителей — в село Старые Бобовичи.

Женя

«Мальчик! Женькой назовем», — за тысячи километров в том же 1914 в Старых Бобовичах в семье крестьянина тоже случилось пополнение. Родители малыша, небедные по тем временам, работали на земле: занимались сельским хозяйством, владели винополькой и ухаживали за домашним скотом.

Я вернусь

В один из вечеров 1932 года Мария Михайловна и Евгений Викулович под кружевные напевы сельской гармошки встретились, чтобы уже никогда не расстаться, и вскоре поженились. В счастливой семье Адамовых родилась дочка Маша. Эх, жить теперь да радоваться! Шел 1934 год…

Однажды в дверь настойчиво постучали. Незнакомые люди хозяйничали во дворе, уводили скотину, что-то искали — родителей Евгения раскулачили. Отца с матерью отправили в ссылку, откуда папа не вернется уже никогда. Не миновала участь родителей и самого Евгения. Его судили в здании сельсовета. «10 лет лагерей» — услышав приговор, односельчане, назначенные судьями, отказались его подписывать: «За что столько-то?! Батраков у них сроду не было, трудились сами на земле, и скотины-то: пара свиней да пара коров!». Срок сократили вдвое, на том и порешили. Молодого мужа, едва успевшего ощутить радость отцовства, этапировали в лагерь. «Я вернусь!» — прошептал он ей, прощаясь, и Мария впервые поняла, что такое ждать…

Он твой отец

Она жила в селе, поднимала дочку и каждый день думала: «Как он там? Жив ли?» А он за тысячи километров от нее считал дни до возвращения домой и думал: «Как они там? Все ли у них в порядке?»

Спустя три года, Евгений смог вернуться в родное село. Амнистия, по одной из версий, стала возможна благодаря Надежде Крупской (позже, будучи взрослой, Мария Евгеньевна, в благодарность за освобождение отца, вышьет крестиком портрет Ленина, который займет почетное место в ее доме). Как на крыльях летел он домой. Хотя маленькой Маше едва исполнилось три года, она в деталях помнит встречу с отцом: «Я играла с детьми на улице. Мама окликнула меня и подвела к незнакомому мужчине. Он протянул мне в ладони пять бараночек. Я, конечно, взяла угощение, а потом тихонько спросила у мамы: «Когда этот дядька от нас уйдет?». А мама ответила: «Машенька, это твой отец!». Девочке, не знавшей отца с рождения, это слово тогда показалось каким-то незнакомым. Жизнь потихоньку наладилась, и родители стали работать в колхозе. В 1939 году в семье родился Иосиф, а младшая Полина появилась на свет в 1942, и ей уже не суждено было увидеть отца.

Ты спасла меня

«Война!» — разнеслось по селу. Евгений Викулович, ни минуты не сомневаясь, собрался и, простившись с женой и детьми, ушел защищать свою семью, село, Родину. Военная часть, в которую поступил боец, размещалась в Деменке. Мария Евгеньевна отчетливо помнит встречу с папой, когда они с матерью приехали его навестить: «Отец стоял в карауле, неподвижно. Я подбежала к нему, стала его тянуть, а он молчит, и только руки по швам. Наблюдавший эту картину начальник части, узнав, что к солдату приехала дочь, привел другого бойца и сменил караульного. Папа сидел рядом с мамой у озера, а я полоскала в воде подаренный им носовой платочек». Знать бы тогда, что эти несколько отведенных часов станут последними… «Пропал без вести 06.10.1943 года» — такое извещение получила жена… и продолжила ждать, и ожиданием своим спасла его, вырвав из холодных объятий смерти.

Просто ты умела ждать

Однажды на станции «Новозыбков» остановился эшелон с пленными солдатами. Один из них рванулся к открытому люку и, наспех выбросив свернутый листок бумаги, прокричал начальнику станции: «Передай письмо, только лично в руки передай. Вернусь — отблагодарю тебя!». Эшелон тронулся. Начальник побежал на базар, разыскал жителей Старых Бобович и сказал, чтобы жена пленного лично приехала к нему за письмом. Мария Михайловна тут же с младшим братом мужа, Иваном, поехала в город.

«Меня везут пленным из Орла в Гомель, если сможете, приезжайте, может быть, вам удастся меня выручить!» — сообщалось в письме. Слезы покатились по ее лицу: «Живой!».

Она поспешила в Гомель — только бы успеть, разыскала лагерь. Немец, начальник лагеря, услышав просьбу жены русского солдата, произнес: «Если он здесь, я его освобожу!». Долго он ходил среди пленных, звал, но никто так и не откликнулся». На следующий день Мария Михайловна снова поехала в лагерь. Начальник лагеря опять выкрикнул имя пленного, на этот раз откликнулся солдат, житель села Новые Бобовичи, — его тогда освободили. Но мужа своего Мария Михайловна так и не нашла. На третий день она снова появилась в лагере, и тогда начальник сказал: «Может быть, он боится отозваться. Ищи сама, найдешь — увезешь его домой». Долго бродила она, вглядываясь в изможденные лица пленников, и все звала его, звала, но он так и не откликнулся.

Прощаясь, начальник лагеря постарался утешить жену русского солдата: «Состав с военнопленными прибыл, с него сняли мертвых, еле живых, а которые были здоровые, увезли дальше. Куда, не знаю. У нас добавили паек, так что, если он жив, он обязательно выживет». С этой надеждой она и вернулась в опустевший дом, с этой надеждой встретила победный май, всю жизнь трудилась, поднимала детей и всю жизнь ждала, что опять, всем смертям назло, он вернется, откроет дверь, войдет в их дом и уставший с долгой дороги сядет за стол.Сотни раз он приходил к ней во сне, живой, и она верила и надеялась до последнего. В 84 года Марии Михайловны не стало, а вместе с ней не стало и надежды.

Юлия БЕРЕЖНОВА.

 


Понравилась статья? Порекомендуйте ее друзьям!
Яндекс.Метрика
WordPress Lessons
Сайт использует cookie-файлы и другие аналогичные технологии. Если, прочитав это сообщение, вы останетесь на сайте, это означает, что вы не против использования этих технологий.