Спасительный спас


Великая Отечественная война оборвала 413 жизней жителей Старых и Новых Бобович. Едва ли не каждый двор накрыла траурная тень беды. Они ушли, чтобы пришла она — Великая Победа.

Обычный летний день 1941 года в Старых Бобовичах начался со страшного слова «война». Потом были слезы, крики, надрывные минуты прощаний с теми, кто уходил, быть может, в последний свой путь на фронт.

363 жителя в Старых и 294 в Новых Бобовичах встали на защиту Родины.

Из воспоминаний Марии Бандуро, которой в те годы было 7 лет: «Страшно. На огороде родители выкопали окоп — там мы и жили. От каждого звука самолета убегали. Ели найденную гнилую или мерзлую картошку, из семян щавля делали лепешки — и это было в радость. Самым вкусным был «Дюр» – заваренная с водой и каплей молока картошка».

Когда немцы вошли в село, жители Старых Бобович оставили свои дома и нажитое имущество и бежали в п. Межа под Вышковом, прятались в кустах. «Побросали все: и дома, и пожитки, и скот. Ухватили душу и уехали», — вспоминает Мария Евгеньевна. А немцы хозяйничали в селе. В здании Старобобовичской школы разместился полицейский стан, в котором было 200 полицаев и немцев. Всю школу обнесли двухметровым земляным валом. Колхоз полностью разорили. Постепенно жители вернулись в свои дома. Из воспоминаний Марии Евгеньевны: «Нас, детей, было в семье трое. Однажды подошел немец и на ломаном русском произнес: «Война не гут: вам не гут и нам не гут» — достал из кармана фото своей жены и двух маленьких детей, показал и ушел. Вскоре вернулся и протянул немного меда в стакане: «Киндер, мед». Оказалось, что по ту сторону фронта тоже были люди.

Хорошо помнит Мария Бандуро и день освобождения села, было это на Яблочный Спас, 19 августа 1943 года. Бой начался утром и длился четыре часа, окончился он неудачно: партизаны вынужденно отступили. В ожесточенной перестрелке сгорела церковь. Уничтожить стан помогли местные жители, которые были назначены полицаями. В школу занесли 25 кг взрывчатки и ночью взорвали. На следующий день в село вошли партизаны. Жители и освободители увидели ужасную картину: у сожженной церкви лежали убитыми немецкие и советские солдаты, скот — все вперемежку. Полностью сгорело несколько домов и мост через Ипуть. Из воспоминаний Марии Бандуро: «У потухшего кострища, оставшегося от немцев, лежал пустой мешок со свастикой. Мама забрала его домой, потом мы пошли в лес, надрали ореховой коры, в отвар опустили мешковину, она окрасилась в красный цвет, и из этой холстины сшили курточку, в ней я еще долго ходила в школу. Из обуви только мужские ботинки: один большего, а другой меньшего размера — всем было тяжело, а надо было жить!».

В весенний майский день 1945 года в Старых Бобовичи пришла радостная весть, а потом были слезы радости, крики: «Победа!» и счастливые встречи с теми, кто вернулся с фронта, чтобы возрождать свою малую родину из пепла войны.

Юлия БЕРЕЖНОВА.

Фото Бандуро Марии (район — Старые Бобовичи — Бандуро М.Е.)


Понравилась статья? Порекомендуйте ее друзьям!
Яндекс.Метрика
WordPress Lessons
Сайт использует cookie-файлы и другие аналогичные технологии. Если, прочитав это сообщение, вы останетесь на сайте, это означает, что вы не против использования этих технологий.