ПОДВИГ ГЕРОЯ В ПАМЯТИ ЗЕМЛЯКОВ


Рожнов Николай Андреевич родился в 1913 году в селе Игрицкое Комаричского района в крестьянской семье. Русский, член КПСС с 1940. После окончания семилетки в 1931 году поступил в Бежицкий аэроклуб. В 1932 был призван в Красную Армию и зачислен в военно-теоретическую школу летчиков в Ленинграде. После окончания школы работал инструктором летного дела в Брянском аэроклубе. В 1935 году призван снова в армию. Участвовал в боях у озера Хасан и на реке Халхин-Гол. В Отечественной войне с марта 1942. Звание Героя Советского Союза присвоено 1 июня 1944 года. Умер в 1959 году. Похоронен в Брянске.
ПОЕДИНОК С БРОНЕПОЕЗДОМ
Нападение фашисткой Германии на нашу Родину всколыхнуло летчиков-дальневосточников. Рапорт за рапортом о переводе на запад посыпалась в штаб. Их не раз подавал и Н.А. Рожнов. И вот в сентябре 1942 года командир звена 535-го штурмового полка на грозном ИЛ-2 сражается против фашизма на Южном фронте. Боевые вылеты на штурмовку скоплений живой силы и техники врага следуют ежедневно, а то и по два раза в день. Он громил немцев под Ростовом и на Северном Кавказе. Командуя эскадрильей, расчищал с воздуха дорогу наступающим войскам под Новороссийском, на Таманском полуострове, Кубани.
В 1943 году штурман 217-го штурмового авиационного полка 16-й воздушной армии капитан Рожнов сражается в небе на Орловско-Курской дуге. Краснозвездные «Илы» обрушивали свой бомбовый и ракетный удар с воздуха по «тиграм» и «фердинандам», расстреливали из пушек и пулеметов живую силу врага. С Орловского направления 99-я штурмовая дивизия 26 августа 1943 года перенесла свой удар по обороне немцев в районе Севска, где войска 65-й армии генерала Батова взламывали мощную оборону врага под Березовцом, Шведчиками.
Росло боевое мастерство и опыт Николая Андреевича, рос счет уничтоженной или живой силы и техники врага. В 1943 году Н.А. Рожнов уже был кавалером двух орденов Красного Знамени.
Вылет на задание летчика-штурмовика всегда сопряжен с большой опасностью для жизни. Она его всегда подстерегает каждую минуту. И летчику надо обладать большим хладнокровием, мужеством и находчивостью, чтобы из любой ситуации выйти победителем. С капитаном Рожновым произошел случай, о чем в заметке «Подвиг летчика Рожнова» писала в 1942 году «Правда». В газете рассказывалось, как, возвращаясь с боевого задания самолет Рожнова подвергся нападению пяти «мессершмиттов». Боеприпасы были на исходе. Но об этом Рожнов не подозревал.
О завязавшейся неравной схватке советский летчик метким огнем пушки сбил один вражеский истребитель. Четверо «мессеров» со всех сторон обрушились на штурмовик, изрядно продырявленный зенитками, он стал менее послушным в управлении. Выпустив последние снаряды в цель, пушки замолчали. Отбивался только стрелок. Но он не мог стрелять по самолетам противника, заходящим сзади. Спереди штурмовик оказался беззащитным. Это быстро распознали вражеские летчики и повели атаку в лоб. Штурмовик оказался живой, почти беззащитной мишенью. И тогда Н.А. Рожнов принимает смелое, можно даже сказать, рискованное решение. Он бросает штурмовик и крутое пике, вырываясь из кольца окружения, снижается чуть не до земли, приравнивает его и пролетает под железнодорожным мостом, повторив подвиг Валерия Чкалова. Одураченные немецкие «псы» долго кружились в воздухе, ожидая появления своей жертвы, а в это время капитан Рожнов сажал самолет на свой аэродром.
Боевые друзья, узнав, что с ним приключилось, были восхищены его смелым поступком и точностью расчета. «Как же он мог решиться на такое. Это же огромный риск!»
– Риск – благородное дело, – улыбнулся Николай Андреевич. – Не рискнув, мы наверняка бы сейчас не разговаривали с вами. Не выпустили бы нас из своих клещей фрицы. А так еще повоюем.
В двадцатых числах сентября 1943 года войска Центрального фронта, оставив позади Десну, вышли к Днепру и формировали его. В районе Вышгорода, севернее Киева, где сражались за расширение плацдарма дивизии 60-1 армии генерала Черняховского, бои несли ожесточенный характер. Особенно донимал наших воинов вражеский бронепоезд. Он, как невидимка, появлялся в самые трудные для гитлеровцев моменты. Выплескивал шквал своих пушек и опять скрывался. За бронепоездом началась самая настоящая охота. Воздушная разведка наконец обнаружила его «логово».
В воздух немедленно была поднята десятка штурмовиков под командованием самого штурмана полка капитана Рожнова. Но едва «Илы» стали подходить к цели, как на них навалились истребители врага. С земли стали бить эрликоны. Огонь был до того плотным, что два штурмовика сразу задымили. Еще три, начав «клевать носом», отстреливаясь стали уходить под защиту наших зенитных средств. Пробиться к бронепоезду, чтобы накрыть его бомбовым ударом, штурмовики так и не смогли, и выпущенные реактивные снаряды вреда большого не причинили. Назавтра вновь повторили налет и опять неудача. Бронепоезд остался невредимым, наши потеряли еще один самолет.
Сколько вреда еще принесет войскам эта вражеская крепость на колесах? У Николая Андреевича зреет план изменить тактику боя: на цель пойти меньшими силами, звеном, и не днем, а вечером, перед заходом солнца, когда немецкая истребительная авиация менее активна. Налет делать с двух сторон: с востока для отвлечения внимания врага и со стороны заходящего солнца вдоль полотна железной дороги, чтобы немцы, сосредоточив свой огонь в одном направлении, не смогли быстро развернуться по дороге. В этой сложной ситуации удар должен быть точным по времени и четким по попаданиям. Повторить атаку уже не удастся.
Получив добро от командования, тройка «Илов» в предвечерний час поднялась в воздух. Курс на запад, где в длинной выемке, поросшей густой посадкой, укрывается бронепоезд. По вспышкам огня летчики определили, что бронепоезд был в «работе». «Под эту «музыку» мы ему как раз и влепим», – сказал себе Н.А. Рожнов. Качнув крыльями, дав сигнал к атаке, штурмовики, чуть не задевая верхушки деревьев с двух сторон, ринулись на врага. С опережением в несколько секунд сначала над целью для отвлечения зенитчиков появляется двойка штурмовиков. Обстреляв бронепоезд из пушек и реактивных снарядов «Илы» отворачивают в сторону. В это время вдоль пути со стороны заходящего солнца по бронепоезду наносит удар Рожнов. Полной внезапности, как думал Николай Андреевич, не получилось. Хотя и с опозданием, зенитчики открыли по нему огонь. Но поздно. Штурмовик над целью. По бронепоезду бьют реактивные снаряды. Одна за другой рвутся шесть стокилограммовых бомб. Краем глаза Н.А. Рожнов видит сзади клубы белого пара и черно-красного огня, охватившего свалившийся под откос бронепоезд.
Солнце село за горизонт, когда капитан Рожнов привел изрядно израненный штурмовик на аэродром.
Летчики 217-го штурмового полка 99-й штурмовой дивизии в составе 16-й воздушной армии громили наземные цели врага на территории Польши, Германии и в самом Берлине.
На боевом счету Н.А. Рожнова 31 вражеский танк, 146 автомашин, 20 орудий зенитной артиллерии и 42 орудия полевой артиллерии и минометов, около 700 гитлеровских солдат и офицеров, переправа, пять самолетов противника, бронепоезд – «невидимка» на днепропетровском плацдарме.
Н. Сидоров Книга «Золотые звезды Брянщины»
Примечание:
В настоящее время в честь Рожнова Н.А. названа улица в Игрицкой сельской администрации (с. Игрицкое).
Н. Белявцева, библиотекарь, с. Игрицкое


Понравилась статья? Порекомендуйте ее друзьям!
Яндекс.Метрика
WordPress Lessons
Сайт использует cookie-файлы и другие аналогичные технологии. Если, прочитав это сообщение, вы останетесь на сайте, это означает, что вы не против использования этих технологий.