ПАРТИЗАНСКИЙ КОМБРИГ


В ноябре исполнилось 100 лет со дня рождения уроженца Дубровского района, командира 1-й Клетнянской партизанской бригады Фёдора Семёновича Данченкова. Его имя по праву вписано золотыми буквами в историю партизанского движения. О нём написаны несколько книг, опубликованы десятки материалов в прессе. И всё же о прославленном комбриге мы знаем далеко не всё. Ещё остаётся неисследованной его послевоенная судьба. Несмотря на ореол славы, Данченков не единожды испытывал удары судьбы, но с честью их выдержал.
Факты, изложенные в этом материале, публикуются впервые.

                                                           Сыны народов СССР
      Данченков родился в деревне Жуково Алешинской волости в год начала Первой мировой войны. Его дед – Степан — занимался бортничеством, а отец часто рассказывал односельчанам, что он потомственный казак. Юный Фёдор, как и многие тогда деревенские мальчишки, помогал родителям по-хозяйству, водил в ночное лошадей, бегал в лес за ягодами и орехами. После окончания школы в Жуково уехал к дяде в город Мелитополь. Оттуда был призван в Красную армию, а в 1934 году поступил в Киевское артиллерийское училище…
      В родную деревушку капитана Данченкова немцы вошли 9 августа 1941-го. В те страшные дни его часть попала в окружение под Вязьмой. Бойцы, рассеявшись на мелкие группы, пошли кто куда. Тёмной ноябрьской ночью Данченков, раненный и измученный, пришёл домой.
      В советских книгах о войне часто звучит такая фраза: «под руководством партии и правительства на Брянщине развернулось партизанское движение», «земля горела под ногами оккупантов». Да! Земля горела. Что же касается «руководящей роли», то всё было далеко не так величественно и монументально.
      — Мой брат начал формировать отряд с нуля. У нас не было ничего: ни патронов, ни оружия, ни продовольствия, ни медикаментов, — воспоминает младший брат Фёдора Семёновича Михаил (ныне проживает в Орле).
      Группа храбрецов под командованием Данченкова оказалась один на один с гигантской машиной уничтожения Третьего Рейха. Именно с таких подпольных групп и начиналось партизанское движение. Они могли отсидеться и переждать, но они действовали и вопреки всему победили.
      К сентябрю 1943 года 1-я Клетнянская партизанская бригада считалась одним из самых боеспособных партизанских формирований Брянщины, имевшей в Дубровском районе разветвлённую агентурную сеть. После войны герои Сещинского интернационального подполья, осуществлявшие минирование вражеских самолётов на Сещинской авиабазе, получили международную известность. Бойцов бригады в народе называли данчатами. Ими были проведены ряд блестящих боевых операций. А об одной из них – уничтожении 17 июня 1942-го двухсот немецких лётчиков в деревне Сергеевка – даже сообщило в сводке Совинформбюро.
      В рядах бригады сражались сыны 16 разных народов СССР: татарин – Абдулхак Аляутдинов, армянин – Акоп Чобанян, еврей – Марк Гохвельд, лакец – Магомет Гасанов, болгарин – Михаил Гаризан… Те, кто выжил в горниле войны, через всю свою жизнь пронесли любовь и уважение к своему прославленному комбригу.

                                                      Твёрдо идёт к цели
      После войны Фёдор Данченков служил в Группе советских войск в Германии. В 1960 году вышел в отставку. Работал в Главном управлении иностранного туризма при Совете Министров Украинской ССР. У него было всё, о чём мог мечтать тогда простой советский труженик: почёт и уважение, квартира в Киеве, дача на берегу Днепра. Но всё это не сделало его надменным. Всю свою послевоенную жизнь он посвятил сохранению памяти о боевых товарищах. Он много ездил по местам боевой славы, вёл обширную переписку, посещал школы. А в 1982 году выступил с инициативой снять документальный фильм о брянских партизанах. В то время это было далеко непросто — идеология, цензура, технический уровень. Но главное — нужно было время и силы. А Данченкову в то время уже было 68 лет. Но он твёрдо идёт к цели. И в этом ему помог известный советский режиссер-документалист, участник Великой Отечественной войны Анатолий Алексеевич Слесаренко. Их связывала давняя дружба и плодотворное сотрудничество. Ранее Данченков выступил консультантом в двух его картинах о войне «Мина-22» и «Приговорённый к расстрелу».
      Первый дубль будущего фильма был снят летом 1982 года на подмосковной даче некогда всемогущего начальника Центрального штаба партизанского движения Пантелеймона Пономаренко. В сценарий фильма он внёс существенные коррективы, в частности, предложил положить в его основу историю 1-й Клетнянской бригады.
      И вот раздалась команда: «мотор». Сидя в кресле, Пономаренко рассказал, как в январе 1943-го его вызвал к себе Сталин и приказал помочь бригаде Данченкова, оказавшейся на грани уничтожения. Каратели её блокировали на узком участке Малиновского леса. Боеприпасы и продовольствие закончились, погода было нелётной. Отправив на Большую землю телеграмму о помощи, Данченков уже готовился принять с бойцами последний бой. Но помощь пришла. Лётчики-асы, несмотря на непогоду, доставили оружие и продовольствие. Бригада была спасена…

                                                      Вызвал возмущение
        Фильм снимали на базе Украинской студии хроникально-документальных фильмов. В историю советской документалистики он вошёл под названием «Баллада о лесном фронте». Съёмки шли почти два года. Их география впечатляет – Москва, Мытищи, Нижний Новгород, Брянск, Дубровский район, Украина, Казахстан… В картине о пережитом вспоминают бывшие партизаны — Николай Фёдорович Иньков, Николай Устинович Бородынкин, супруги Жамеричевы, Андрей Абрамович Пижурин, Владимир Фёдорович Курбатов. Время неумолимо. Сегодня никого из них уже нет в живых.
      Фильм ждали в широком прокате накануне 40-летия Великой Победы. И вот тут обрушился удар: чиновники от кинематографии фильм положили на полку. Сделано это было по-тихому, без громких официальных объяснений. И вот почему. В начале 80-х гг. Анатолий Слесаренко оказался под огнём критики. Апофеозом её является опубликованная 19 марта 1986 года в «Литературной газете» статья спецкорреспондента Галины Силиной «Человек с чемоданом». Суть материала: Слесаренко «совсем не тот, за кого себя выдает». Автор заявила, что он не имеет фронтовых наград, а в выборе тем для картин «абсолютно бесконтролен».
       Но это ещё не все! Корреспондент сделала некорректный выпад в адрес Данченкова: «…консультантом многих картин Слесаренко выступает Ф.С. Данченков… Видеть себя на экране ему понравилось. Помощником он стал верным».
О том, кто такой Данченков, Силина не сообщает. Публикация данного материала у ветеранов 1-й Клетнянской партизанской бригады вызвала возмущение. Среди тех, кто написал об этом в редакцию «Литературки», был бывший партизан Акоп Чобанян, а также известный советский кинорежиссёр Сергей Николаевич Колосов. На съёмках его знаменитого художественного фильма «Вызываем огонь на себя» Данченков был консультантом. А в основу сценария фильма была положена история 1-й Клетнянской.
      Но спасти Слесаренко и «Балладу о лесном фронте» не удалось. В то время подобные публикации ставили на людях, даже именитых, жирный крест. Фильм так и не вышел в прокат.

                                        «Выкинули больше половины»
      Ещё один удар судьбы Фёдор Семёнович Данченков пережил уже на закате жизни. В апреле 1988-го Политиздат Украины опубликовал его книгу воспоминаний «Особое поручение». В золотом книжном фонде о партизанском движении она занимает почётное место.
      – В написании книги брату помогал Борис Наумович Хандрос. – вспоминает Михаил Данченков. – Они сидели вечерами и ночами. Хандрос и его жена работали корреспондентами. Завершение работы над книгой совпало с моим приездом в Киев. Очень хорошо помню то утро: Хандрос пришёл к брату с большой пачкой листов, страниц пятьсот не меньше. Текст был напечатан на машинке. Хандрос сказал: «Фёдор Семёнович, книга готова, иду сдавать её в издательство». Брат сказал: «Хорошо, сдавай» и поблагодарил за совместную работу.
      Следующая моя поездка в Киев была в августе 1988-го. Жена брата Тамара позвонила и сообщила, что его положили в больницу. Я всё бросил и приехал. У брата возникли проблемы с сердцем. Вот тогда я впервые и увидел книгу. «Почему так мало страниц?» – спросил я у брата. — «Националисты помешали. Выкинули больше половины», – ответил он. Из книги были удалены описания боевых операций. На волне начавшего развала СССР украинские националисты были против того, чтобы о партизанах писали хорошо. Оно и понятно. Ведь бойцы соединений Ковпака и Фёдорова после освобождения Западной Украины, в армию не призывались. Они остались сражаться с бендеровцами.

                                                            Дай Бог каждому
      Но, несмотря на удар судьбы, Фёдор Семёнович не сдался. Он твёрдо решил опубликовать второе издание. Шлёт письма партизанам. Одно из таких автор обнаружил в Москве в семейном архиве бывшей партизанки 1-й Клетнянской бригады Анны Игнатьевны Минаковой.
      Вот его полный текст: «Дорогая Аннушка! Высылаю книгу и прошу тебя ответить и выслать мне на прилагаемые вопросы. Кроме этого желательно, чтобы ты послала свой отзыв о книге в Политиздат по адресу: 259025, Киев-25, ул. Десятинная, 4/6, Политиздат Украины. Всё это нужно и поможет переиздать книгу и дополнить её. До встречи в Бочарах».
      Но переиздать книгу и встретиться в «партизанской столице» было уже не суждено. 8 мая 1989 года, за день до великого дня Победы, сердце прославленного комбрига остановилось…
        – Выйдя из больницы, брат продолжал работать – вспоминает Михаил Семёнович Данченков – Коллеги и супруга Тамара говорили ему: «Прекращай, хватит, наработался, больной ходишь». Но он никого не слушал. До последнего ходил на работу. Между тем, путь от его дома до работы был неблизкий. Часть маршрута надо было идти пешком – от дома, по мосту через судоходный канал. А здание, в котором он работал, находилось на горке.
      В день похорон не было чувства недосказанности, нервозности. Фёдор Семёнович ушел из жизни, дай Бог каждому, выполнив свой долг.

                                                                 Вечная память
      Вспоминает бывший заместитель председателя исполкома Дубровского поселкового Совета народных депутатов Наталья Морозенкова:
       – В предпраздничный день 8 мая в Дубровский райком партии пришло печальное известие. Быстро создали группу. Нам выделили автобус. В Брянске к нам присоединилась группа ветеранов-партизан во главе с бывшим комиссаром 1-й Клетнянской партизанской бригады Ильёй Кузьмичём Гайдуковым. По дороге партизаны вспоминали о создании отряда, о своих партизанских удачах и трудностях военной жизни. Мы все слушали и удивлялись их оптимизму и силе духа. Помню, как ветераны вспоминали Фёдора Семёновича. Как он опасался возглавить партизанский отряд. Ведь он был кадровый военный, а тут партизанская война. Вспоминали его как требовательного, строгого, но справедливого и заботливого командира. Даже в лесу он требовал соблюдать воинскую дисциплину, но с ещё большей ответственностью, учитывая особое положение лесных мстителей. Когда они увлекались воспоминаниями, они были похожи на мальчишек, озорных ребят. Их глаза горели. Они были готовы на новые подвиги, готовы свернуть горы! Киев встретил нас празднично украшенными улицами. В квартире Данченковых нас приняли как родных, приняли наши соболезнования и сразу же напоили чаем, определили на ночлег. Вечером мы увидели праздничный салют. Мы вышли на улицу. Было красиво и печально. Хоронили Фёдора Семёновича 10 мая. Гроб с телом привезли к дому. Собрались соседи, знакомые. Погода была майская, солнечная. Машин и автобусов было много. Хоронили Фёдора Семёновича с воинскими почестями: награды несли на подушечках, подразделение военных сделало прощальный троекратный залп, затем прошло строем, играл военный оркестр. Поминки были в ресторане. Народу было много. Вспоминали о боевых, трудовых и просто человеческих заслугах Фёдора Семёновича перед обществом и богом. Рассказывали, какой он был скромный, порядочный, умный и весёлый, заботливый семьянин и родственник, неугомонный, трудолюбивый и отзывчивый на чужую боль и трудности, всегда готовый помочь, не ждал вознаграждения и даже отказывался от него. Всё прошло достойно и по-доброму. Киевские ветераны к нам отнеслись с особым вниманием и заботой, благодарили, что мы приехали. Когда мы собрались уезжать, нам в дорогу собрали большой пакет с продуктами. Мы даже не смогли всё съесть. Даже в таком горе они думали о нас, о долгой дороге, о том, чтобы мы были сыты. Спасибо семье Данченкова за заботу и внимание. Вечная память Фёдору Семёновичу!

                                                                    Эпилог
      В прошлом году автор материала разыскал в Московской области Андрея Пижурина, сына бывшего партизана 1-й Клетнянской бригады, академика в области деревообработки Андрея Абрамовича Пижурина. Он любезно передал в дар копию фильма «Баллада о лесном фронте». Сегодня фильм выложен в Интернете и каждый его может посмотреть.
      А вот что ещё необходимо сделать: разыскать машинописную рукопись книги «Особое поручение». К сожалению, домашний архив Фёдора Семёновича не сохранился. И это тоже был удар судьбы, но уже по его памяти…

      P.S. Сегодня, по прошествии 28 лет, можно сказать однозначно: друг и соратник Фёдора Данченкова Анатолий Слесаренко в материале «Человек с чемоданом» был оклеветан. На сайте Центрального архива министерства обороны Российской Федерации размещён наградной лист и приказ о награждении гвардии рядового Слесаренко медалью «За боевые заслуги».

                                                                                                               А. АЛОЯН.


Понравилась статья? Порекомендуйте ее друзьям!
Яндекс.Метрика
WordPress Lessons
Сайт использует cookie-файлы и другие аналогичные технологии. Если, прочитав это сообщение, вы останетесь на сайте, это означает, что вы не против использования этих технологий.