Фронтовой путь пограничника Василия Чёрного


В школе №9 г. Нижнекамска 40 лет существует музей, посвященный Герою Советского Союза Кайманову. Многие годы татарстанские школьники собирают материалы о своем земляке, первом пограничнике, удостоенном высокого звания в начале Великой Отечественной войны. Среди многочисленных экспонатов музея посетителей привлекают внимание документы, посвященные уроженцу Брянской земли Василию Максимовичу Черному. О нем наш рассказ.

Василий Чёрный первый справа. Фото 1945 года.

Родился Василий Черный в 1919г. в деревне Карпиловка Злынковского района Брянской области в крестьянской семье. Несмотря на трудные двадцатые годы, родители стремились дать своим детям образование. Василий после окончания в 1936г. семилетней школы в селе Денисковичи стал работать рядовым колхозником в колхозе «Дружный». За добросовестное отношение к труду и хорошую дисциплину правление колхоза направило Василия  на курсы трактористов при Злынковской МТС. С апреля 1937г. Черный работал трактористом, с мая 1938г. – помощником бригадира тракторной бригады.

Когда Василию исполнилось 20 лет, он был призван  Новозыбковским райвоенкоматом в ряды Красной Армии. Хотя Вася был и небольшого росточка, но  физически крепок и вынослив. Тяжелый крестьянский труд воспитал в нем ответственность. Вот таких парней и отбирали в пограничные войска.  Служить красноармейцу Черному пришлось на северных рубежах, на границе с Финляндией. Попал в 80-й пограничный отряд, на 5-ю заставу, которая располагалась на новой линии границы.  Пришлось на новом месте отстраивать казармы, кухню, служебные помещения и одновременно ходить в дозоры, наряды. В том, что застава по результатам окружного смотра была признана лучшей, есть и заслуга красноармейца Черного.

Василий Чёрный первый слева. Фото 1940 года.

Сателлит Германии Финляндия объявила войну Советскому Союзу 26 июня 1941г.
28 июня  старший лейтенант Кайманов получил приказ принять командование над 5-й и 6-й заставами и организовать оборону в районе между берегами двух заливов. Группе Кайманова ставилась задача – прочной обороной района не допустить вывода противника в тыл Красной Армии.

6-я застава располагалась на поляне размером 400 на 400 метров. С трех сторон ее окаймлял лес, а с запада участок омывал залив. На западном берегу залива имелась высота, с которой просматривалось расположение заставы. Поляну, на которой находились ее строения, пограничники прозвали «ямой». Обороняться здесь было трудно: все на виду.

Прибывшему пополнению старший лейтенант Кайманов Н.Ф. и поставил задачу: пилить лесной завал, рыть окопы для станковых пулеметов, минометов. Лес пилился очень тяжело, смола заедала пилы, только выручал керосин. Вместе с другими пограничниками Василий Черный рыл окопы для себя с запасными выходами, с нишами.  По приказу Кайманова Василий расчищал сектор обстрела, определял ориентиры.  В это время боевое охранение уже вело бой с разведкой финнов. Однако полностью закончить оборону не удалось, т.к. 3 июля финны начали  боевые действия. Но в этот день финны ограничились ведением разведки.
В следующие дни  финны атаковали уже значительными силами, но безуспешно.  Пограничники перешли в контратаку и отогнали противника к границе. Так начались бои, которые пограничникам  пришлось вести в окружении в течение 19 суток.

Противник, чувствуя свое численное превосходство, атаковал  с фронта, с флангов и тыла одновременно, но все его атаки разбивались о стойкость и мужество каймановцев. Несколько дней подряд финны атаковали по 5-6 раз в сутки. Сотни финских солдат нашли смерть на подступах к обороне, но продвинуться вперед или разгромить малочисленную группу пограничников им не удавалось. Финские офицеры не успокаивались, они гнали в бой все новые и новые подразделения. Позже, из документов убитых финских офицеров и солдат, было установлено, что против группы Кайманова действовало до трех финских батальонов с артиллерией и минометами. Кроме того, самолеты противника бомбили оборону зажигательными бомбами, рассчитывая поджечь лес и заставить пограничников покинуть оборону. Но тщетны были их усилия. Бойцы успешно тушили  пожары и продолжали сопротивление. Каждый день этой поистине героической борьбы был насыщен примерами мужества и отваги пограничников.

9 июля противник, атакуя превосходящими силами, почти уничтожил соседнее отделение. Финны уже занимали наши окопы.  Командир отделения Черный приказал перенести огонь ручного пулемета на атакующего противника. Сам же под огнем ползком переполз к соседним окопам и забросал их гранатами. Противник был отброшен и окопы очищены.

Многочисленные атаки не давали финским воякам желаемого результата, они только увеличивали количество убитых и раненых солдат и офицеров противника.   Финны начали «атаковать» пограничников идеологически. Делали они это так: установив громкоговоритель поближе к  обороне, начали передавать на русском языке призывы сдаваться в плен, разъясняя условия сдачи в плен и обещая хорошую жизнь в плену. Болтовня о хорошей жизни на защитников «лесной крепости» не производила никакого воздействия. Они только смеялись над глупой пропагандой и открывали огонь в направлении громкоговорителя. Тогда громкоговоритель замолкал, а через некоторое время финны переходили в очередную атаку, которая заканчивалась для них так же «успешно», как и призывы сдаваться в плен.
Так шли дни за днями, а подкрепления из отряда все не было. Связь со штабом отряда отсутствовала, боеприпасы и особенно продукты питания подходили к концу. К тому же отпала необходимость продолжать оборону заставы, т.к. осталась в тылу у финских войск.
21 июля командир сводной группы старший лейтенант Кайманов принял решение о скрытном выходе из окружения. Четверо суток изможденные боями, недосыпанием, голодом, жаждой, обходя болота, хутора, дороги, пограничники шли на соединение к своим.

На третий день перехода, 24 июля, командир сводной группы Кайманов, видя пограничников, идущих мимо его,  не  поднимая головы, с какой-то обреченностью и безразличием, принял решение.    Он предложил политруку Счеревскому провести партийное собрание для поднятия боевого духа пограничников. На собрании Кайманов сказал: «Мы почти у цели. Последнее усилие, последнее напряжение сил – и мы соединимся со своими!». Затем начался разбор заявлений о приеме в партию. Кандидатами в члены партии было принято 11 человек, в том числе Василий Черный.

Многие годы спустя, когда полковник Кайманов нашел своего бойца, Василий Максимович писал: «Уважаемый Никита Фадеевич! Сердечно Вас благодарю за рекомендацию, которую вы мне дали для вступления в ряды Коммунистической партии. А в кандидаты я вступал, как вы помните, в лесу при выходе из окружения. Вашу рекомендацию стараюсь оправдать».

… Ранним утром 26 июля начальник 80-го пограничного отряда полковник И.П. Молошников с удивлением рассматривал строй  бойцов, внимательно огладывая каждого. Радостные чувства охватили командира: эти измученные молодые ребята выстояли и остались живы. Он останавливался  перед каждым бойцом  и по-отцовски, с суровой нежностью пожимал им руки.

Коротким был отдых  каймановцев.  Части Красной Армии вели тяжелые оборонительные бои. 29 июля часть каймановцев в составе группы пограничников отправилась на ликвидацию группировки противника в район станции Пески. Среди них был и ефрейтор Черный со своим отделением.  Перед пограничниками стояла задача: задержать гитлеровцев у переправы через реку Шуя до подхода  частей Красной Армии. В ожесточенном бою за станцию Пески ефрейтор Черный потерял все свое отделение.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 ноября 1941г. Василий Черный в числе большой группы бойцов из группы Кайманова был награжден медалью «За отвагу».
В 1941-44 гг. береговая полоса Онежского озера фактически превратилась в некое подобие «временной» государственной границы воюющих друг с другом СССР и Финляндии. И, как положено, хоть и временную, но все же «границу», ее охранял 80-й пограничный полк НКВД. Не раз заместитель политрука заставы Черный участвовал в поиске и уничтожении диверсионно-разведывательных групп противника, подготовке условий для заброски в тыл противника нашей агентуры.

В апреле 1944г. кадровых пограничников, в числе которых был  Василий Черный, переводят в Белорусский пограничный округ помощником начальника заставы 86-го Августовского пограничного отряда.  Еще несколько лет фронтовик Черный нес охрану государственной границы на западных рубежах. Он не раз участвовал в поимке бандитов, обеспечивая мирный труд советских людей на  освобожденных от фашистов территориях.

В октябре 1947г. Василий Максимович, после 8-ми лет службы, вернулся в родной край. Нужно было помогать родным, восстанавливать разрушенное войной хозяйство, распахивать заросшие сорняком поля колхоза «Дружный».  После окончания Злынковского училища механизации сельского хозяйства, Василий Максимович работал трактористом в местной МТС. Честный и трудолюбивый работник, вскоре он был выдвинут на должность бригадира тракторной бригады.

В социалистическом соревновании в 1955 и 1956 гг. тракторная бригада В.М.Черного завоевывала первенство и удерживала не один год переходящее знамя Злынковской МТС. Среди механизаторов и колхозников  он пользовался уважением как лучший тракторист и чуткий товарищ.

В 1957г. колхозники сельхозартели «Маяк» и «Агроном»  выдвинули фронтовика и передовика производства Черного Василия Максимовича  своим кандидатом в депутаты Брянского областного совета депутатов трудящихся. Когда Н.Кайманов в 1960-е гг. нашел своего бойца, в переписке Василий Максимович с нескрываемой гордостью рассказывал командиру о своей работе в качестве депутата Брянского облсовета.

Карельская земля помнит своего защитника Василия Черного. О  герое-пограничнике рассказывают в своих экскурсиях нижнекамские школьники в музее его боевого командира Никиты Кайманова.

Альфия Михайлова,
руководитель музея Героя Советского Союза Кайманова.

Просим откликнуться родных В.М. Черного  по адресу: г. Нижнекамск, ул. Спортивная, д.13Б, школа № 9, alfiya2059@mail.ru

 


Понравилась статья? Порекомендуйте ее друзьям!
Яндекс.Метрика
WordPress Lessons
Сайт использует cookie-файлы и другие аналогичные технологии. Если, прочитав это сообщение, вы останетесь на сайте, это означает, что вы не против использования этих технологий.