Автобиография героя


Борис Белявский: “За бои по удержанию плацдарма и форсирование Одера, мне, помощнику командира огневого взвода реактивной батареи, 10 апреля 1945 года было присвоено звание Героя Советского Союза”.

Совсем немного не дожил до 70-летия Великой Победы наш земляк, Герой Советского Союза Борис Васильевич Белявский. Он скончался в Санкт-Петербурге 16 декабря 2014 года. В распоряжение редакции попала уникальная рукопись, в которой Борис Васильевич лично описывает свой жизненный путь. Чёткий размашистый почерк, твёрдость руки герой сохранил и в весьма преклонные годы. Эту своеобразную автобиографию мы сегодня печатаем практически без изменений, как памятник человеку при жизни ставшему легендой.

Б.В.Белявский, 20 апреля 2011 года:

“Жизнь нашей семьи перед войной очень мало отличалась от жизни многих семей моих земляков.

Кроме личного домашнего хозяйства, все вращалось вокруг нашего обозостроительного завода, железной дороги, школы (их было несколько), некоторых обслуживающих предприятий, заводского парка отдыха, базара и речки Десны.

Последний раз я был на родине в сентябре 1993 года на торжествах по случаю 50-летия освобождения Брянщины от немецко-фашистских захватчиков. Помню радостные встречи в родной школе, на заводе и с земляками. Это был очень тяжелый период, приведший к развалу Советского Союза. Тогда еще была жива моя двоюродная сестра Римма Прудникова (Черникова). Сейчас в Жуковке из родных уже никого не осталось.

Ещё до революции…

Еще до Великой Октябрьской революции недалеко от ж.д. станции, мой дедушка Никифоров Дмитрий Исаевич, построил хороший дом. Он, по тому времени, считался классным сапожником по пошиву мужских сапог. Бабушка Елена Алексеевна Никифорова (Шляпина) была грамотная, любила читать книги.

Рядом с их домом был сад, росли яблони, груши, вишни и кусты смородины и крыжовник. Был и небольшой участок земли, где сажали картошку, рожь или овес. В хозяйстве была корова, свиньи, куры и даже пчелы.

Дедушка Дмитрий Исаевич при советской власти считался кустаром-одиночкой, наемных работников у него не было. Как рассказывала мне мать, он владел секретом изготовления специального клея, который использовал при изготовлении непромокаемых охотничьих сапог (заказы у него всегда были).

В округе он пользовался авторитетом, как хороший мастер и председатель добровольной пожарной дружины. У него во дворе даже стояла общественная лошадь и телега с бочкой воды.

В год рождения старшего сына Григория дедушка посадил липы. Эти вековые липы на Пролетарской улице в Жуковке напоминают об усадьбе Никифоровых. После войны на этой усадьбе был построен новый дом, в котором на правах невестки жила Аня Харитонова.

Дедушка умер рано, где-то в 1929-30г.г. Наш дом на Пролетарской был построен в год моего рождения в 1924 году почти рядом с домом дедушки.

Мой отец — Белявский Василий Степанович родился в 1892 году в г.Друя Брестской области, умер в 1966-м. Дедушка по линии отца, — Степан Игнатьевич, сельский кузнец. Отец до революции некоторое время работал в Петербурге на заводе «Русский дизель».

Мать — Белявская Екатерина Дмитриевна (Никифорова) родилась в 1896 г., умерла в 1950 г.

Отец ремонтировал самолёты

В 1920 году на ж.д. станции Жуковка временно располагались в вагонах авиационные подвижные мастерские. Отец, будучи хорошим мастером, участвовал в ремонте самолетов. Мать работала на ж.д. станции, там познакомились и поженились. Потом отец был мобилизован на восстановление железнодорожного транспорта, сначала в город Оршу в Белоруссию, а потом в Пермь. В 1921 г. родился мой брат Леонид. В 1924 г. родители обосновались в Жуковке. С этого времени судьба нашей семьи была связана с Жуковским обозостроительным заводом.

Отец, как слесарь высокой квалификации, не имея специального образования, прошел многие ступени и перед войной был назначен главным механиком завода.

Он своими «золотыми руками» мог сделать все, что связано с металлом, и часто любил повторять: «слесарю — слесарево, а кесарю — кесарево». Нас с братом учил слесарному и столярному мастерству.

Мать занималась хозяйством и вела общественную работу в школе и уличном комитете. Она не раз говорила нам с братом: «Учитесь хорошо — советская власть вам дала все для этого». Тогда я не очень понимал смысл ее слов.

В домашнем хозяйстве в разные годы были козы, корова и обязательно поросенок. Так было принято почти у всех земляков. Мы помогали матери в домашних делах.

Дома практически все разговоры были связаны с работой отца и заводом. Было у нас и радио.

С нулевого класса

Учиться я начал с нулевого (подготовительного) класса в «Красной» железнодорожной школе. Тогда еще была «Зеленая» у шпалопропиточного завода и «Белая» — новая школа.

В том нулевом классе училась и девочка — Нина Митина, «королева» нашего класса.

В какой-то период часть учеников, в том числе и меня, перевели в другую школу, а Нина оставалась в «Красной».

В 1939-м я окончил 7 классов и по настоянию отца поехал сдавать экзамены в московский механический техникум. Тогда была разнарядка Наркомата местной промышленности: «направить на учебу 3 детей рабочих, с последующим возвращением на завод». Благодаря родной школе, успешно сдал экзамены и стал студентом. А мои сверстники собрались уже во вновь построенной школе и продолжали учебу в 8 классе.

В Жуковку на каникулы я приезжал всего один раз в 1940 году после 1 курса, а 2-й курс заканчивал, когда началась война.

С 30 июня 41-го

Уже 30 июня 1941 года с комсомольским батальоном Таганского района Москвы убыл на строительство обороны на берегу Днепра в Смоленской области, а потом и на ближних подступах к Москве.

Некоторое время учился на 3-м курсе. О родных и близких полгода ничего не знал. Но однажды получил письмо от матери (до этого их было несколько, комендант отправляла обратно, за отсутствием адресата). Узнал, что мать, отец и бабушка вместе с заводом эвакуированы в г.Сердобск Пензенской области. Решил поехать к родным, а потом проситься на фронт.

В конце декабря 1941 года добрался до Сердобска и через пару дней уже работал на заводе. Отец мне рассказал, как он вместе с земляками грузил заводское оборудование, как отправляли эшелоны, как покидали родную Жуковку. Моя бабушка до самого последнего момента не хотела уезжать из своего дома. Отец взял лошадь, погрузил ее вещи и с последним эшелоном наша семья покинула родные края 13 сентября1941 года.

На новом месте отец, как главный механик, день и ночь был на заводе, а мать с винтовкой в военизированной охране берегла заводское оборудование. Я в холодном цехе работал по 10-12 часов.

От брата Леонида никаких вестей не было. Мы знали, что он закончил Подольское стрелково-пулеметное училище и в звании лейтенанта убыл к новому месту службы. Как я узнал уже после войны, брат, командир пулеметного взвода 514 стр. полка 172 ст. дивизии 13 Армии, участвовал в боях по обороне г.Могилева БССР. В конце июля 1941 года дивизия вынуждены была оставить Могилев, 514 стр. полк, прорываясь к Смоленску, дважды попадал в окружение. В тех боях и погиб мой брат.

Родители, вместе с заводом, вернулись из эвакуации в 1944 году. В Жуковке мне удалось побывать лишь в феврале 1945 года, когда с фронта ехал в военное училище.

К родным “Катюшам”

В мае 1942 года, еще не было 18 лет, по путевке комсомола и рекомендации завода из Сердобска убыл в Москву для направления во вновь формируемые Гвардейские минометные части «Катюши». Прошел комиссию ЦК ВЛКСМ.

На фронте с сентября 1942 года. Боевое крещение получил под Ржевом. Был контужен. В составе 19-ой Гвардейской минометной бригады «Катюш» участвовал в боях под Сталинградом. Был награжден медалями «За отвагу», «За оборону Сталинграда».

Потом была Курская дуга, форсирование Днепра и освобождение Киева. Медаль «За боевые заслуги».

С мая 1944 г. на Ленинградском фронте участвовал в боях на Карельском перешейке, штурме линии Маннергейма и освобождении г.Выборга. Орден Красной Звезды.

В январе-феврале 1945 г. участвовал в боях в период наступления 1-го украинского фронта на территории Польши и форсировании реки Одер.

Все годы войны, — практически на переднем крае, на огневой позиции реактивной батареи, в сержантской должности.

Горжусь тем, что моя родная бригада, пройдя путь от Сталинграда до Берлина, удостоена наименования «Берлинской». Я за 2,5 месяца до конца войны был направлен в военное училище.

Вспоминаются бои на Кебенском плацдарме, на западном берегу Одера, когда гвардейцы нашего дивизиона, две недели без сна и отдыха, днем и ночью, наносили вовремя и точно огневые залпы «Катюш» по контратакующим частям немцев, поддерживая 121 сд 13 Армии.

За бои по удержанию плацдарма и форсирование Одера мне, по должности помощника командира огневого взвода реактивной батареи, 10 апреля 1945 г. присвоено звание Героя Советского Союза.

До генеральских лампасов

В 1946 году окончил военное училище, в 1956 году с отличием окончил Военно-политическую академию, артиллерийский факультет.

В 1972 г. присвоено воинское звание — генерал-майор, а в 1978 г. звание — генерал-лейтенант.

В Советских вооруженных Силах, с учетом льготных сроков, прослужил 48 лет. Уволен в отставку с должности заместителя начальника Военной артиллерийской академии им.М.И.Калинина.

Уже в мирное время награжден многими орденами и медалями.

У меня дружная трудолюбивая семья:

Жена — Алевтина Викторовна, дочь — Галина, преподает английский язык в Военной академии связи, сын — Андрей, окончил Ленинградский политехнический институт, отслужив 25 лет в армии, сейчас работает в небольшой фирме, его жена преподает иностранный язык в школе, внук — Александр тоже закончил Политех, работает в системе МЧС.

С уважением, Б.Белявский”.

От редакции: наша искренняя благодарность за предоставленные материалы Нелли Михайловне Авруцкой, руководителю общественной организации “Дети войны”.


Понравилась статья? Порекомендуйте ее друзьям!
Яндекс.Метрика
WordPress Lessons
Сайт использует cookie-файлы и другие аналогичные технологии. Если, прочитав это сообщение, вы останетесь на сайте, это означает, что вы не против использования этих технологий.