Свидетели судьбы – нелегкое призванье…


Пятница. На город уже накинуто серое покрывало зимнего вечера. И ничто не разрушает его уплотняющейся тишины – ни оглушительные сигналы машин, ни крики едва обуздываемой радости, как это бывает обычно по пятницам, когда регистрируют браки. Неспешно течет время Рождественского поста, а потому молодежь в основном пока воздерживается от скрепления священными узами брака. В ЗАГСе пусто. Зато, в преддверии дня работника ЗАГСа, который отмечается 18 декабря, ничто не мешает моей беседе с исполняющей обязанности начальника Галиной Петровной Школенок.
Помимо Галины Петровны, которая работает здесь дольше всех – почти 25 лет – здесь трудятся семь человек. Среди них – Ольга Евгеньевна Дукина, Светлана Леонидовна Прирез, Ирина Васильевна Евсеенко и Олеся Петровна Костина. Все они, так или иначе, сталкивались и продолжают сталкиваться с тем, как рождаются и погибают семьи и многими другими особенностями работы отдела записей актов гражданского состояния.
Многие традиции здесь уходят своими ветвистыми корнями в далекое советское прошлое. Какие-то из них еще держатся, а какие-то постепенно теряют свою актуальность или же просто меняют место пребывания – как, например, чествование пар, празднующих золотую или серебряную свадьбы. Сейчас это чаще всего происходит в День любви, семьи и верности. Конечно, порою инициатива отметить столь солидную дату исходит и от самих супругов, но это происходит все реже… Из скромности люди далеко не всегда хотят пафосно афишировать многолетие их совместной жизни и просто тихо радуются, что они все еще вместе.
Несомненно, для того, чтобы прожить в браке долго и счастливо, вначале нужно осознать, что это такое – совместная жизнь. И для таких целей еще прежней заведующей, Ниной Васильевной Рыбаковой, была организована школа молодой семьи. Как правильно строить отношения друг с другом и с родственниками «второй половины», как планировать беременность, как составить брачный договор – обо всем этом новоиспеченным парам рассказывают специалисты: психолог, гинеколог, юрист. Ведь создание семьи – шаг далеко не простой, требующий взвешенного решения. А то, как сейчас вспоминает Галина Петровна, часто бывает такое, что, буквально через несколько дней после росписи новобрачные вихрем прилетают в ЗАГС с просьбой развести их, не дожидаясь даже положенного месяца. Однако ждать все-таки приходится, и за это время враждебные страсти успевают поостыть, а молодые – передумать и продолжать строить совместный быт дальше.
В то же время, помимо семейных крахов, происходят и чудеса воссоединения. Так, Галина Петровна поведала мне о недавно принесшей заявление паре. Эти люди познакомились в молодости, но злая судьба раскидала их по разным сторонам. Однако, спустя годы, неся на челах уже печать потерь – оба уже были вдовцами – они встретились вновь и решили на этот раз не отпускать друг друга. И неважно, что будущим молодоженам уже за 70. Старая любовь не ржавеет.
Для созидания семейного счастья не существует и таких преград, как тюремная решетка. Галина Петровна отмечает, что заключать браки в местах лишения свободы им приходится чуть ли не чаще, чем среди обычных граждан. Очень трогательны свадьбы среди глухонемых, где язык любви переводится в трепетные жесты и нежные касания. У Галины Петровны первая регистрация происходила именно у такой пары. Девушка тогда очень волновалась: ей предстояло говорить речь, но взоры новобрачных были обращены на переводчика. И потому сама она перебрасывала взгляд с молодоженов на того, кто переводил ее речь.
Нередки браки и с иностранцами из ближнего зарубежья: Украины, Беларуси, Молдовы, Азербайджана… И тогда среди списка даваемых детям имен проскальзывают такие необычные, как Анвар или Донат у мальчиков и Аян или Хатича – у девочек.
Тут стоит вспомнить про еще одно мероприятие, которое проводится в стенах ЗАГСа – имянаречение. Когда речь зашла о нем, Галина Петровна показала мне старые тяжелые альбомы с чернобелыми, но нисколько не попорченными временем фотографиями, где были запечатлены моменты этого интересного торжества. По словам женщины, тогда, в 90-е, имянаречению уделялось очень большое внимание – профкомы фабрик и заводов даже выделяли деньги на подарки, а книжные магазины выставляли свои товары – книги, связанные с рождением ребенка, семьей и прочей похожей тематики, которые сметали с полок почти мгновенно. На данный момент, к сожалению, подверглась увяданию и эта традиция.
Что же касается самих имен, даваемых детям, то они, в принципе, вполне обычны. Сейчас наибольшей популярностью пользуются имена Артем, Владислав, Иван, Игнат, Роман – у мальчиков и Кира, Валерия, Вероника, Дарья, Елизавета, Мария, Полина – у девочек. Впрочем, интересные образчики попадаются и здесь – например, Даниэль или Аврора. Еще одна интересная закономерность, которую мне удалось уловить в череде называемых мне имен, касающаяся, в большинстве своем, представителей сильного пола, заключалась в том, что их частенько стали нарекать старинными русскими или библейскими именами: Стефан, Матфей, Марк, Никодим, Лаврентий, Архип. Это связано с тем, что православные традиции вновь вступают в свои права, и детей стараются называть именами из святцев.
И если с нелюбимым когда-то именем все равно со временем смиряются и даже гордятся им, то фамилии работникам ЗАГСа своим клиентам приходится менять часто. И это далеко не всегда связано с их неблагозвучием или вступлением в брак. Иногда после развода женщины, чтобы избавиться от лишнего напоминания о неудачном замужестве и разбитом сердце, возвращают себе девичью фамилию. А бывали и такие случаи, что и имя, и фами-лию меняли лишь потому, что им «звезды нашептали». Правда, потом, все возвращали обратно: видимо, у звезд изменилось мнение.
Самая печальная обязанность работников ЗАГСа – это регистрация смерти. Самой же прозаичной частью их труда является работа с архивными данными. Запросы обычно касаются каких-то утерянных документов, а если и ищут родственников, то, в основном, касательно права наследования – пора составителей «генеалогических дерев» уже отошла.
За беседой с Галиной Петровной и не заметила, как подкрались сумерки, в которые я вступила, тихонько притворив за собой дверь этого удивительного здание, где, подобно танцу китайских драконов, сплетались и расплетались судьбы людей.
А. Типикина.
Фото автора.


Понравилась статья? Порекомендуйте ее друзьям!
Яндекс.Метрика
WordPress Lessons
Сайт использует cookie-файлы и другие аналогичные технологии. Если, прочитав это сообщение, вы останетесь на сайте, это означает, что вы не против использования этих технологий.