Лучший журналист июня


Подведены итоги конкурса департамента внутренней политики Брянской области среди государственных печатных СМИ области  «Лучший журналист месяца» за июнь 2014 года.

Члены конкурсного жюри после предварительного отбора творческих работ, опубликованных в июне 2014 г. на страницах государственных печатных СМИ, определили лучшие материалы журналистов (внештатных авторов):

— А. Сариковой, заведующей отделом Дятьковской районной газеты «Пламя труда», материал «Столетие лежит на ладони» (№47 от 10.06.2014 г.);

— В. Коваленко, заведующего отделом Рогнединской районной газеты «Новый путь», материал «Кузнец своего счастья» (№44 от 6.06.2014 г.);

— Т. Кириенко, заведующей отделом Клинцовской объединенной газеты «Труд», материал «Самый лучший папа на свете» (№48 от 15.06.2014 г.)

— В. Игнатова,  главного редактора Дубровской районной газеты «Знамя труда», материал «Равнодушие  меня убивает» (№50 от 25.06.2014 г.);

— Н.Зайцева, заведующего отделом Брасовской районной газеты «Вестник», материал «Верность завету» (№51 от 24.06.2014 г.);

— С. Довбни, главного редактора Погарской районной газеты «Вперед», материал «Ромео и Джульетта партизанского леса» (№78 от 28.06. 2014 г.)

В результате рассмотрения работ вышеназванных авторов конкурсная комиссия РЕШИЛА признать «Лучшим журналистом месяца» за июнь 2014 года  ДОВБНЮ Сергея Николаевича,  главного редактора Погарской районной газеты «Вперед».

Представляем вашему вниманию  лучшую статью за июнь 2014 года.

Ромео и Джульетта партизанского леса

к материалуШаблонно в праздничные дни воинской славы пишут о боях и сражениях, о наступательных операциях, поражениях и победах. И редко о том, что на войне, как и в мирной жизни, люди любили, назначали свидания, дарили цветы и даже играли свадьбы, порой, истории времен Великой Отечественной достойны большого пера и экранизации. Одну из них услышал накануне праздника. Может быть, когда-то о любви юной партизанки Аннушки Голубовой и храброго разведчика Андрея Ильенко напишут роман. Я в это верю, ведь их любовь – достойный пример всем поколениям.

ДОМ АННЫ НИКОНОВНЫ ГОЛУБОВОЙ, бывшей партизанки, на Вадьковке знает каждый. Небольшая избушка, выкрашенная в зеленый цвет, с большой яркой красной звездой на почтовом ящике. Анна Никоновна, к счастью, доживает свой век не одна, за ней ухаживает семья племянника. Узнав, что к ней в гости пожаловали из редакции, она немножко разволновалась. Годы берут свое, здоровье да и нервы, как говорит она, совсем расшатались. Пожилая женщина с трудом передвигается по квартире, но уже после нескольких минут беседы, понимаешь, как сильна она духом, как много в ее сердце тепла и доброты.

– …ВОТ И ВЫУЧИЛАСЬ, детка, какая ты у меня красивая, – приговаривала мама, наряжая выпускницу Сагутьевской школы Аннушку Голубову, – а  платье, какое красивое платье, чистый ситец, как у невесты.

Круглая отличница, секретарь комсомольской организации школы Анна Голубова летела в своем легком, словно облачко, новом платье на выпускной. Голова кружилась от планов. Она непременно будет студенткой, станет учительницей.

В школе играла музыка, счастливые выпускники прощались с педагогами, никто и не подозревал, что вместе с восходом солнца, который традиционно встречали выпускники, громкоговоритель (его в деревне все называли «тарелкой») резанет страшное слово – война. И такой долгожданный, яркий рассвет, с которого должна была начаться взрослая жизнь, превратился в кровавое зарево.

– У меня перед глазами в то утро 1941 года, когда услышала сообщение о войне, предстала страшная картина с морем крови, так мне показалось, прибежала домой испуганная, подавленная, потом тот рассвет я долго помнила, но крови не боялась, оказалось, что ко всему можно привыкнуть, – рассказывала Анна Никоновна.

А на следующий день ее вызвали в Трубчевск. Там, в райкоме комсомола, собрали секретарей комсомольских организаций со всего района. Сорок человек срочно направили на учебу в Орел. В спешном порядке в областном центре готовили партизан и подпольщиков. Домой они возвращались с тревогой в сердце. Ее родное село уже оккупировали фашисты. А вскоре ей передали, чтобы она пришла в лес, где формировался отряд.

– Василий Иванович Кошелев был хорошим другом моего дедушки, он называл его сыном, – вспоминала партизанка. – В Карнауховке, в урочище Красная Ель, и формировалась партизанская бригада имени Чапаева, меня вместе с другими комсомольцами зачислили в отряд. Многих первых партизан Анна Никоновна помнит и сегодня: Зинковский, Гусев, Кастылко, Курзо, семи Мыльниковых, Федосеенко организовали партизанский отряд, как говорят, на голом месте. Оружие добывали у немцев и полицаев, взрывчатку делали сами, выплавляя тол из фашистских снарядов. Потом через несколько месяцев отряд стал пополняться кадровыми военными, которые попали в окружение, на них и делал ставку легендарный командир Кошелев. Отряд день ото дня увеличивался, появилась рация, наладили связь с Москвой. Анну Голубову, как хорошо знавшую немецкий язык, определили в разведку.

– Мы получили приказ из Москвы: освободить советского генерала из лагеря военнопленных, который находился в Хуторе Михайловском, – рассказывала Анна Никоновна, – операцию разрабатывали оперативно…

Партизаны перехватили группу немцев и полицаев из Погара, следовавшую в Хутор Михайловский. По подложным документам группа разведчиков и действовала в лагере. Им удалось освободить восемьдесят солдат и офицеров.

С тех пор о бригаде имени Чапаева серьезно заговорили в Москве, а фашистские оккупанты бросили на борьбу с партизанами отборные части карателей. В каждом большом селе немцы создали опорные пункты. Фашисты для борьбы с народными мстителями оборудовали огневые пулеметные точки. Одна из таких была и в Грязивце, на колокольне местной церкви. Василий Иванович Кошелев приказал разведчикам уничтожить пулеметное гнездо в этом населенном пункте. Ликвидировать огневую точку противника можно было лишь подобравшись  к церкви вплотную. Сделать это могла только женщина, которая под видом местной жительницы должна выйти встречать отару овец. План поручили осуществить Анне Никоновне, но вместо нее почти на верную смерть пошел молоденький Андрюша Ильенко. …Сам бог спас тогда ему жизнь, он остался цел и невредим, а вскоре их в отряде в шутку и в всерьез стали называть Ромео и Джульетта.

Андрей Ильенко был родом из Белой Березки. Высокий, стройный, храбрый, симпатичный парень всей душой прикипел к красавице Анюте, да и она полюбила Андрея. Он почти ни на шаг не отпускал от себя свою Аннушку: вместе в отряде, вместе ходили на все задания, и Андрей всегда прикрывал, берег ее от вражеских пуль. Он ласково называл ее звездочкой. Почему?

– За операцию в Грязивце Андрея Ильенко наградили орденом Красной Звезды, вот он и говорил: ты подарила мне свою звезду, ты настоящая звездочка, – рассказывала партизанка.

Любовь согревала их в холодных, промерзших землянках, давала им силы в трудных походах, спасала от смерти. Андрей всегда говорил своей Анне: «Если я погибну, и ты погибнешь без меня. Ты же девушка, тебе бы детишек в школе немецкому языку учить, а не за фрицами гоняться». И она охотно соглашалась, явно понимая, что без ее женских рук из храброго молодца ее Андрюша превратится в старика-лесовика. Ведь это только в фильмах партизаны бравые, выбритые, сытые, на деле – все было иначе. Не до белых воротничков было, если сутками на брюхе по болотам ползать.

Но выпадали и минуты отдыха. Тогда молодые Анюта и Андрей уходили чуть подальше от отряда, находили полянку, чтобы непременно она была вся в цветах или усыпана земляникой, и мечтали о мирной жизни. О том, какие красивые платья купит своей любимой Андрей, гораздо лучше, чем то, что сшила ей мама на выпускной. О доме с белыми ставнями, в котором будет уют и порядок, и детишек много, ведь столько людей погибло на вoйнe, и кому-то надо жить и работать на израненной земле.

– Было, когда мы уже попрощались с Андреем, я чуть душу богу не отдала, отощала совсем без еды…

В Нововасильевске, что в Сумской области, разведгруппа выполняла особое задание. Партизанам удалось разгромить гарнизон и даже захватить два автомобиля. Чтобы не сорвать операцию, не заходили ни в один населенный пункт, а когда все выполнили,  Анна Голубова упала на землю без сознания. Ее полуживую Андрей донес на руках до ближайшей деревни, просил не умирать. Бог помог им. В Джуровке (есть такая деревенька и на Сумщине) фашистов не оказалось, а сердобольная украинка напекла тогда ржаных блинов на лошадином жиру,  выходила  невесту Андрея.

Как бы все сложилось, трудно сказать. Их свадьбу справляли все разведчики. На праздничном столе стояла бутыль самогона, приготовленного из лука. Партизаны называли тот напиток «цыбулихой». Говорят тот продукт хуже всякой газовой атаки.

– Свадьба простая, я – в штанах, гимнастерке, Андрей тоже был одет скромно, по-партизански. Так, без  марша Мендельсона, под дружные пожелания друзей – дожить до Победы, стали мы мужем и женой, –  рассказывала Анна Никоновна.

Им предстояло после свадьбы пройти вместе еще много испытаний. Пережили они и настоящий ад – чистку лесов в 1943-м году.

– Многие не выдерживали, сходили с ума, фашисты атаковали днем и ночью, – вспоминала партизанка, – особенно были страшными воздушные атаки, бывало, самолет гонялся – за одним человеком по многу часов В этих словах Анны Никоновны нет преувеличения. Люди действительно не выдерживали и сходили с ума. Кто-то из партизан, не выдержав морального напряжения, выбросил в болото своего годовалого сынишку, который почему-то постоянно плакал. Мать рвала волосы на голове.

Анюта с Андреем долго слушали плач малыша, а потом мужчина не выдержал: «Надо забрать, он будет нашим сыном», – сказал Андрей. Пробравшись под свинцовым дождем, они забрали маленького Володю и вынесли из леса живым и невредимым. Потом все-таки его пришлось вернуть горем убитой матери. Но через много лет эту историю рассказали старые партизаны взрослому парню. Он приехал вместе с братом в гости к Анне Никоновне и попросил у нее разрешения называть ее мамой.

В сорок третьем все же беда не обошла влюбленных   стороной – тяжело   ранило в грудь Андрея. Нужна была срочная операция на «большой земле».

Прилетел из Москвы самолет, но Андрей от медицинской помощи отказался, побоялся оставлять одну свою Аннушку. Вражеский осколок недолго спокойно сидел  в  его легких,  вскоре смертельный  металл прервал его жизнь, окутав черной пеленой их любовь.

Они так и не успели построить дом с белыми ставнями,  где до старости царила бы их любовь. //Роза пахнет розой,// Хоть розой назови ее, хоть нет.// Ромео под любым названьем был бы// Тем верхом совершенств, какой он есть. («Ромео и Джульетта», перевод Б.Пастернака).

…ПОСЛЕ ПОБЕДЫ Анна Никоновна Голубова долго не могла забыть своего мужа. Лишь спустя годы она встретила и полюбила фронтовика Александра Григорьевича Луценко. Они прожили долгую, счастливую жизнь, вырастили двоих дочерей, есть у них внуки и правнуки. Смотришь на эту удивительно красивую женщину, в ее голубые глаза, чем не прекрасная Джульетта.

Сергей ДОВБНЯ.


Понравилась статья? Порекомендуйте ее друзьям!
Яндекс.Метрика
WordPress Lessons
Сайт использует cookie-файлы и другие аналогичные технологии. Если, прочитав это сообщение, вы останетесь на сайте, это означает, что вы не против использования этих технологий.