Полвека спустя


В живописнейшем месте вдалеке от больших дорог, в пяти километрах от с. Картушин почти сто лет тому назад обосновался поселок Андреевский. К сожалению, как и многим другим малым населенным пунктам Стародубщины, ему был отведен небольшой промежуток времени в истории: он просуществовал всего 63 года, а последние жители покинули его в 1980-м. Но эти прекрасные места не остались забытыми, они живут сегодня в сердцах тех, кто там родился и вырос, тех, кто имел счастье созерцать красоту родных лугов, лесов и полей, тех, кто приезжает сюда, чтобы преклонить колено перед светлой памятью своих предков.

Родные тропинки

31 мая, впервые за долгое время, здесь собрались те, кому бесконечно дороги воспоминания о детстве, юности, связанные с родным поселком. Спустя почти 50 лет по тропинкам, которым когда-то бегали босыми, шли уже давно ставшие взрослыми, умудреные жизненным опытом люди, и в этот момент они были так молоды! В миг нагрянули все воспоминания о детских годах — несладких, послевоенных, но все же таких счастливых для них, они словно родились вновь! Несмотря на то, что прошло полвека, бывшие односельчане очень тепло и искренне приветствовали друг друга, их радости не было предела, они плакали и смеялись одновременно, ведь их снова соединила та невидимая нить любви к малой родине. Как много всего им довелось вспомнить, о многом рассказать друг другу!

Идею о встрече Н. М. Минченко и У. С. Колбеева вынашивали долго. Но, несмотря на бесконечную суету нашей повседневной жизни, им удалось собрать вместе своих односельчан – тех, с кем вместе они провели свое детство, учились в школе. К сожалению, как выяснилось в процессе поиска, 19 из них уже нет в живых. Время идет, старики, чья жизнь прошла в поселке, уже на погосте, а их дети сами давно стали бабушками и дедушками, разлетелись по разным городам, но некоторые остались в Стародубе и в районе.

По крупицам

После того, как эмоции после момента встречи немного улеглись, вспомнили историю родного поселка. Каждый из присутствующих рассказывал все, что ему было известно от родителей, бабушек, прабабушек. По крупицам они восстановили то, о чем будут помнить до конца своих дней, передадут своим детям.

Когда-то все эти земли принадлежали помещику Дятлову, уроженцу с. Дохновичи. Любитель-пчеловод Андрей Осипович Клюев облюбовал эти места из-за изобилия цветов и в 1917 году вначале построил домик для пчел, а потом и сам решил сюда переселиться. За отцом приехали и его сыновья, впоследствии долгожители Иван, Прокоп, Гавриил. Землю в то время стали делить на паи, вот каждый из них и получил свой участок, разработал его. Постепенно в поисках лучшей жизни в образовавшийся поселок стали прибывать и другие семьи из с. Дохновичи, а назвали его Андреевский по имени первого его основателя – Андрея Клюева. В 2012 году в 96-летнем возрасте умерла его внучка – Агафья Гавриловна Потупова. Незадолго до смерти она рассказала племяннице своего мужа У. С. Колбеевой все, что помнит о родном поселке, в котором жила все время его существования. Правнучка основателя поселка – А. П. Шклярова — также присутствовала на недавней встрече односельчан и добавила многие факты в историческую картину п. Андреевский.

После основания поселка прибывшие сюда люди жили небольшими общинами. Постепенно организовалась коммуна «Красный Кустарь».   

Земли в этих местах отличались плодородием. Кроме того, для строительства можно было здесь же найти песок и глину, чем и пользовались местные жители. Немаловажное для жизни значение имели и расположившиеся неподалеку торфяники, которые обеспечивали население топливом. Через весь поселок протекала речушка, которая в некоторых местах во время половодья так разливалась, что нельзя было пройти, отчего местная ребятня испытывала огромную радость: это было уважительной причиной не ходить в школу. А сколько в этой речушке ключей било – не счесть! Была здесь и криница (кстати, она сохранилась до сих пор), с прозрачной и целебной водицей. Со всех сторон поселок был окружен лесом, изобилующим ягодами и грибами. Вершины вековых сосен, посаженных еще в 1910 году Александрой Павловной Иванчик, шумят и сегодня.

Во время коллективизации здесь образовался свой колхоз «Кустарь». Первым председателем была У. Ф. Караваева, безграмотная, но очень мудрая женщина. На тот момент в поселке насчитывалось 35 дворов с населением более 170 человек. Люди жили дружно, мирно, у каждого было большое хозяйство. Умели здесь и работать, и отдыхать. Престольным праздником п. Андреевский считалось «Вознесение Господне». В этот день ходили друг к другу в гости, веселились. В поселке было много гармонистов-самоучек, так что каждый праздник сопровождался песнями и плясками.

Великая Отечественная война нарушила мирную жизнь, многих лишила отцов, братьев, мужей. Близ п. Андреевского шли бои. Все женщины с детьми тогда прятались в лесу. Во время оккупации немцы забрали весь скот, птицу и, уходя, подожгли поселок. Уцелело лишь несколько домов. Пришлось строиться заново, дети работали наравне со взрослыми: возили лес, сеяли, пахали. Все работы производили, в основном, на быках, лошадей было мало. После войны построили клуб, контору, овцеферму, птицеферму. Семьи были многодетными, в них росли по 5-8 ребятишек. О декретных отпусках и каких-либо пособиях в то время не было и речи, о детских садах и няньках тоже никто не знал. Неделя – и женщина уже с серпом в поле и детками под кустом.

В 50-е годы «Кустарь» был объединен с п. Обуховка, а колхоз стал называться «Заря», позднее все эти поселки вошли в состав колхоза «Красный Маяк» (с. Картушин). Шло время. Молодежи в поселке оставалось все меньше и меньше, и постепенно жизнь здесь угасла.

Яркие воспоминания

Самыми яркими воспоминаниями собравшихся были, конечно же, детские и юношеские годы, ведь спустя столько лет они оказались именно на том островочке земли, который им бесконечно дорог до сих пор, на котором они росли, взрослели, влюблялись. Никто из присутствующих не забыл, как в детстве прямо в лесу жарили грибы сыроежки и рыжики на сале, как бегали босыми, разбивали колени и носы, как пасли гусей (их было более полусотни в каждом дворе), как бегали и упрашивали бригадира, чтобы тот записал их в наряд на работу. Девчата не отставали от ребят, ездили верхом, как заправские казаки, не имея седла, а были случаи, что и летели через голову лошади, как мячики, и все, к счастью, обходилось без последствий. Вспоминали односельчане и время заготовки торфа. Взрослые мужчины нарезали, а они, будучи подростками, возили топливо на лошадях или быках.

Зимой катались самодельных деревянных санках, в них помещалось по 7-8 человек. От клуба через речку была горка, которую на ночь поливали водой с криницы. В школу ходили за пять километров в с. Картушин. Бывало, что снегу навалит по пояс, а утром ребятня так протопчет дорожку – и расчищать не нужно. Нередко на пути, проходившем через лес, детям встречались волки.

Весной во время половодья плавали на льдинах, случалось, что приходилось спасать друг друга. Едва только появлялись весенние проталинки, как детвора уже босиком гоняла в мяч, играла в лапту.

Долго смеялись собравшиеся над воспоминаниями о том, как они ходили в кино в соседнюю Обуховку. Работали в то время люди на трудодни, денег в колхозах не платили (давали солому, картошку, словом – жили с хозяйства), а в кино хочется. Тогда все без исключения нашли самый простой выход — брали прямо из гнезда по куриному яйцу и несли его в магазин. Там сдавали, получив за это 5 копеек – как раз хватало на билет. Во время киносеанса сидели или лежали прямо на сцене, под экраном, народу собиралось много.  Нередко случалось, что от постоянного недосыпания многие засыпали прямо в зале. По окончанию сеанса их будили – и домой через лес да с песнями. Вот такое было кино!

Люди, встречайтесь!

Казалось, целого дня было мало, чтобы наговориться. Как один миг, пролетела встреча, но им так не хотелось расставаться, им еще так много хотелось рассказать друг другу, так много вспомнить! Участники встречи У. С. Колбеева, Н. М. Минченко, З. Ф. Рыбко, А. Ф. Минченко, Т. В. Булко, В. С. Булко, Н. С. Сидоренко, В. А. Рубан, Н. А. Рубан, А. Е. Ерько, Н. Д. Ерько, С. Е. Минченко, Т. П. Романченко, В. А. Перепечко, Л. Н. Перепечко, В. Ефименко решили, что теперь они не станут ждать 50 лет, а будут собираться здесь каждый год, ведь что может быть прекраснее светлых воспоминаний о детстве на своей малой родине?!

Так что сделанные В. А. Перепечко накануне встречи  деревянные столики и скамейки будут ждать их следующим летом, а, может быть, последуя примеру своих бывших односельчан, здесь уже в этом году соберутся и другие выходцы поселка Андреевского.  

 

От автора:

Раннее утро. Сквозь лепестки цветков, выбитых на белоснежных занавесках, пробиваются солнечные лучики. Котенок-проказник, забравшийся на кровать под наше с сестрой одеяльце, щекочет пятки. Окончательно разбудил разносящийся по всей комнате аромат земляники: бабушка протерла ее с сахаром и залила молоком, приготовив нам завтрак. А в печке уже потрескивают дровишки и вовсю кипит грибной суп из боровиков, которые мы принесли накануне… Это не сон, а мои самые яркие воспоминания о детстве, о моих бабушках А. Л. Булко, М. Ф. Ерько, У. Ф. Искра, также живших когда-то в п. Андреевском, дедушке С. Ф. Булко, который был председателем колхоза «Кустарь». Так что к этим местам я тоже имею непосредственное отношение. Будучи ребенком, застала те времена, когда в поселке еще оставалось несколько домов, была я и свидетелем того, когда его не стало. Сейчас о некогда бурлившей здесь жизни напоминают лишь кусты сирени, цветущие уже в окружении лесных пород фруктовые деревья и криница, которую может найти только тот, кто когда-то брал из нее воду. Но время не властно над воспоминаниями тех, кому когда-то посчастливилось здесь жить, наслаждаться красотой этих мест, дышать благодатным воздухом родной земли.

Татьяна Маньковская


Понравилась статья? Порекомендуйте ее друзьям!
Яндекс.Метрика
WordPress Lessons
Сайт использует cookie-файлы и другие аналогичные технологии. Если, прочитав это сообщение, вы останетесь на сайте, это означает, что вы не против использования этих технологий.