Капитан счастливого детства


Алые галстуки, развевающиеся на ветру, раскрасневшиеся от волне-ния лица, горящие глаза, взлетевшие в салюте руки, торжественно-строгое обращение вожатого: «Будь готов!» «Всегда готов!» — радостно откликается хор звонких ребячьих голосов…
Память об этом еще горит ярким пламенем пионерского костра в сердце Веры Михайловны Подласовой, бывшей старшей вожатой Клинцовской школы- интерната.
Ее путь в пионерию начался в 1959 году с Лопатенской сельской школы, потому как для поступления в Новозыбковский педагогический институт не хватило одного балла, а в Клинцах на тот момент свободной вакансии во-жатой в школах не было. Несколько попривыкнув к обстановке (ведь для нее, горожанки, все было так ново) Вера в пустовавшем помещении обору-довала пионерскую комнату, где собирался совет дружины, решались дру-гие важные дела. Детвора за новой вожатой ходила гурьбой.
Но вскоре во второй средней школе, которую девушка закончила, освобо-дилось место пионервожатой, и Вера перешла туда. А спустя некоторое время наша героиня поступила в прежде не покоренный ею институт.
Наступил 1962-й год, и в Клинцах начал создаваться интернат. Евгений Евгеньевич Макаревич, директор школы №2, которого назначали директо-ром интерната, к отбору персонала подошел с большой серьезностью, ведь, учитывая детский контингент, а точнее, его далеко не радостную судьбу, это должны быть люди, которые смогут отдать этому делу себя без остатка. Вера полностью подходила под эту категорию, и директор это прекрасно понимал. Он даже домой к ней пришел и заявил, что не уйдет, пока она не напишет заявление о переводе. Подласова возражать не стала.
Однако знаний о предстоящей работе у Веры Михайловны практически не имелось. Что делать? Отправилась в Новозыбковский интернат набираться опыта… И вот 14 февраля для первых 62-х воспитанников (которых впо-следствии стало 160, а потом и больше) Клинцовский интернат распахнул свои двери.
Стараясь обогреть ребят с непростой судьбой, она не забывала о вожат-ской работе. В этом плане ей оказывала помощь директор Дома пионеров Идея Михайловна Райская. Она рассказала об артековском движении под тремя знаменами: труда, дружбы и спорта, к которым позже прибавилось и четвертое – знамя искусства. Это тут же было взято на вооружение.
Макаревича на директорском посту сменила Валентина Петровна Пархо-менко. Пионерская организация стала сердцем интерната. Каждый поне-дельник в 20.00 собирался совет дружины, где отряды отчитывались о про-деланной работе по всем четырем направлениям и получали задания на не-делю. Чтобы мальчики, которых в интернате было значительно больше, чем девочек, не шалили, а занимались полезным делом, было организовано во-енно-патриотическое воспитание. Создали отряды «Зарница» – первые в области, а позже — батальон имени генерала Д. М. Карбышева, где Вера Ми-хайловна была комиссаром, а Валентина Петровна — командиром. О двмже-нии юных карбышевцев узнала вся область. Для подготовки будущих за-щитников Родины в Затишье организовали палаточный лагерь. Там моло-дежь постигала азы военного искусства. Итог – медаль победителя на Все-союзной «Зарнице». И это была первая победа, которых было потом нема-ло.
Пионерская жизнь в школе-интернате бурлила, не смолкая. Как-то, буду-чи в Севастополе, юные карбышевцы встретился с почетным жителем горо-да, почетным пионером Артека Василием Ивановичем Вольским. Оказа-лось, что он участвовал в освобождении Брянщины и помнит вкус антонов-ки, которой его угощали жители освобожденной деревни. Он устроил своим новым знакомым и экскурсию в воинскую часть, и визит в Артек… В бла-годарность за это ребята решили сделать ему подарок. По приезде они от-правились на сбор яблок в колхоз и отправили Василию Ивановичу посыл-ку. «Я только прихожу на почту и сразу же слышу запах антоновских яб-лок!» — писал он потом с восторгом.
Была и торжественная линейка на крейсере «Аврора», и «танец негритят» на международном сборе, и почетные открытия практически всех клинцов-ских мероприятий, карбышевские слеты, костры, кружок интернациональ-ной дружбы…Любое событие, произошедшее в нашей стране и даже за ру-бежом, всегда находило отклик у пионеров.
Вера Михайловна с увлечением перелистывает страницы воспоминаний, как страницы тех больших книг-альбомов, что остались у нее с тех времен. О своей работе вожатой она говорит с большой теплотой: ведь дети, с кото-рыми ей приходилось работать, не из простых. И чтобы тот отпечаток, ко-торый оставила прошлая семья (или ее отсутствие) не превратил их в мо-ральных калек, требовалась очень большая любовь к ним. Порой ради них приходилось жертвовать семьей и здоровьем: когда приходила домой, по-рой вскоре нужно было возвращаться обратно: что-то случалось.
И, как она сейчас видит, все это было не зря: воспитанники не забывают ее, за глаза они ласково называли ее Верушкой. Ей даже было присвоено звание, которым Вера Михайловна дорожит больше многих других: «Капи-тан счастливого детства». Благодаря ей, эти дети смогли стать достойными личностями: трудолюбивыми, любящими свою Родину и хранящими в сво-их сердцах пионерский девиз: «Быть светлым лучом для других, самому из-лучать свет – вот высшее счастье для человека».
Хотя иногда к воспоминаниям примешиваются и нотки грусти: Вера Ми-хайловна сожалеет о том, что та система воспитания в детских организаци-ях, когда всячески старались привить маленькому человечку патриотизм и любовь к Родине, уважение к старшим и трудолюбие, где память о героях не покрывалась пылью забвения, а жила и не угасала, где автографы стара-лись брать у действительно великих людей, которые заслуживали уважение и были достойны подражания, — все это было отброшено как ненужный пе-режиток прошлого. Но, кто знает, может, все еще вернется, и тишина само-довольного невежества с треском разорвется бодрым призывным звуком пионерского горна…
А. Типикина.


Понравилась статья? Порекомендуйте ее друзьям!
Яндекс.Метрика
WordPress Lessons
Сайт использует cookie-файлы и другие аналогичные технологии. Если, прочитав это сообщение, вы останетесь на сайте, это означает, что вы не против использования этих технологий.