Здоровья тебе, ветеран!


Участник Великой Отечественной войны Михаил Васильевич Зарубко родился и вырос в селе Чернооково в обычной крестьянской семье. Кроме него, у родителей было ещё трое детей. Как и многие его сверстники очень мечтал он увидеть просторы родной страны, а поэтому после окончания местной семилетки выбрал для себя профессию железнодорожника, поступив в 1938 году учиться в Гомельский железнодорожный техникум.

Будущая профессия помощника машиниста локомотива в какой-то степени давала возможность юноше осуществить заветное желание. Так устроен человек, что строит планы на будущее, даже не предполагая, что кто-то или что-то может их нарушить, изменить коренным образом. Так и случилось: задуманному Михаилом сбыться было не суждено. А виной тому стала война.

Никто из его окружения и друзей не думал тогда, что она сломает многие и многие, в том числе и их, судьбы, миллионы граждан искалечит физически, изменит духовно, заберёт у огромного количества людей и саму жизнь. Ни о чём таком даже не подозревал и Михаил, стараясь добровольцем попасть в действующую армию, ещё не доучившись и не осознав масштабов грянувшей беды. Оказалось, что это ему, комсомольцу, имеющему значок «Ворошиловский стрелок», без труда удалось.

Но, не успев даже повоевать, попал парень с группой товарищей к стремительно наступавшим фашистам в плен. Лишь очутившись в неволе, он понял — война со столь сильным врагом будет долгой, жестокой и кровопролитной. Пребывание в концлагере только укрепило в этом. А ещё ужасы плена подтолкнули Михаила и ещё некоторых пленных товарищей устроить побег. И это, к счастью, удалось.

Так получилось, что в суматохе каждый из бежавших пошёл своим путём. Михаилу помогла с одеждой и временным убежищем пожилая украинская женщина. Не донесли немцам о скрывающемся военнопленном и её соседи. Вскоре стал он пробираться в сторону своего села.

Как добирался в родные края — отдельная история. Шёл целый месяц. Наконец-то дошёл. Осторожно постучал в окошко родного дома, а когда открыли, шагнул в объятья родителей. Конечно же, не зря говорят: «Дома и стены помогают». Хотя в оккупации и немало пришлось пережить. Заставляли парня вступать в полицаи, собирались угнать на работу в Германию.

Как рассказывает сам Михаил Васильевич, угона в немецкое рабство он избежал просто чудом. А за два месяца до освобождения Чернооково ему удалось, наконец, попасть в партизанский отряд под командованием легендарного командира Н. Попудренко. Можно сказать, из Новосергеевских лесов и начался его новый боевой путь.

После освобождения родного края бывшего партизана призвал Новозыбковский ГВК в действующую армию. Так и началась фронтовая дорога красноармейца Михаила Зарубко на запад. В его военном билете в графе учёта так и записано: «2 октября 1943 год, разведчик-корректировщик 373 гаубичного артиллерийского полка».

Вместе с однополчанами, участвуя в ожесточённых боях, в составе Центрального фронта (вскоре переименованного в 1-й Белорусский) день за днём продвигался воин с боями к границе нашей родины, а затем и по территории Польши, к логову врага.

О том, как воевал Михаил Васильевич Зарубко, красноречиво говорят его фронтовые награды: орден Красной Звезды, медали «За отвагу», «За участие в героическом штурме и освобождении Варшавы», «За взятие Берлина». Уже в мирное время к ним добавился орден Отечественной войны 1-й степени.

Последнюю боевую операцию, штурм Берлина, его участник Михаил Васильевич Зарубко отчётливо помнит, словно и не было за спиной нескольких десятилетий мирной жизни.

— Настолько сокрушительным и мощным был удар Красной Армии, — вспоминает он, — что буквально горели каменные стены домов, плавился металл подбитых орудий и танков. Город был в сплошном огне и в дыму. Видимость на его улицах была минимальной, что существенно усложняло боевые действия. По мнению ветерана, подожди командование неделю-другую с взятием Берлина, тысячи жизней наших воинов удалось бы сохранить.

Продолжение.

Начало на странице 1.

— На мой взгляд, тогда уже многие немецкие части, оборонявшие Берлин, почти были готовы сложить оружие, — уверен Михаил Васильевич. — Это чувствовалось и по настроению немцев, сдавшихся в плен, еще на подступах к вражьему логову…

Ни с чем не сравнима была для ветерана и радостная долгожданная весть о Победе.

Возвратился воин в Чернооково лишь 1948 году, прослужив в одной из частей на территории освобождённой от фашисткой чумы Германии еще почти три года. В этом же году Михаил Васильевич связал свою судьбу со своей односельчанкой Тонечкой.

И в мирной жизни бывшему фронтовику было весьма нелегко — приходилось восстанавливать порушенный войной колхоз. Вначале полтора десятка лет трудился на колхозном кирпичном заводе, обжигал сырец. Те, кому доводилось поработать на таких полукустарных предприятиях того времени, знают, насколько нелёгким был этот труд. Не каждый выдерживал. Затем продолжил свою трудовую деятельность на пилораме, построенной для нужд колхоза. Этому делу отдал ветеран 25 лет.

Вместе с супругой Антониной Прокофьевной, которая, к сожалению, умерла 8 лет тому назад, вырастили троих дочерей.

У Михаила Васильевича Зарубко шесть внуков, четыре правнука, вот-вот в семье ветерана ждут появления праправнука. Несмотря на столь почтенный возраст — 7 ноября Михаилу Васильевичу исполнится 90 лет — бывший фронтовик старается участвовать в жизни родного села. Вот недавно ветеран активно помогал строителям советом и делом при обустройстве знаменитой Чернооковской криницы, за что удостоился особой благодарности со стороны директора ПМК-102, депутата районного Совета Василий Сергеевич Коленько.

С праздником Вас, Михаил Васильевич, с 70-летием освобождения Брянщины от фашистских захватчиков!

Спасибо Вам за Победу, здоровья и долголетия на долгие годы!

А. Голованов.


Понравилась статья? Порекомендуйте ее друзьям!
Яндекс.Метрика
WordPress Lessons
Сайт использует cookie-файлы и другие аналогичные технологии. Если, прочитав это сообщение, вы останетесь на сайте, это означает, что вы не против использования этих технологий.