Закон Брянской области «О противодействии коррупции»


11 июля 2007 года N 105-З

 ЗАКОН  БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

 О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ

В БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

 Принят

Брянской областной Думой

28 июня 2007 года

(в ред. Закона Брянской области от 08.06.2009 N 45-З)

Раздел I.  ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цели настоящего Закона

Настоящий Закон определяет основные принципы, направления и формы противодействия коррупции в рамках реализации антикоррупционной политики в Брянской области и направлен на защиту прав и свобод человека и гражданина, общественных интересов, безопасности государства, обеспечение надлежащей деятельности органов государственной власти, иных государственных органов Брянской области, органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, должности государственной гражданской и муниципальной службы, путем создания эффективной системы противодействия коррупции.

Статья 2. Правовое регулирование отношений в сфере противодействия коррупции в Брянской области

(в ред. Закона Брянской области от 08.06.2009 N 45-З)

Правовое регулирование в сфере противодействия коррупции в Брянской области осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О противодействии коррупции», федеральными законами, Уставом области, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Брянской области.

Статья 3. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе

Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:

1) коррупция:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица;

(пп. 1 в ред. Закона Брянской области от 08.06.2009 N 45-З)

2) антикоррупционная политика — деятельность субъектов антикоррупционной политики, направленная на создание эффективной системы противодействия коррупции;

3) субъекты антикоррупционной политики — органы государственной власти, иные государственные органы Брянской области, органы местного самоуправления, правоохранительные органы, государственные организации и общественные объединения;

4) антикоррупционный мониторинг — наблюдение, анализ, оценка и прогноз действия коррупционного фактора, а также реализации мер антикоррупционной политики;

(в ред. Закона Брянской области от 08.06.2009 N 45-З)

5) исключен. — Закон Брянской области от 08.06.2009 N 45-З;

6) антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов — деятельность специалистов по выявлению и описанию коррупционных факторов, относящихся к действующим нормативным правовым актам Брянской области и их проектам, а также по разработке рекомендаций, направленных на устранение или ограничение действия таких факторов;

(пп. 6 в ред. Закона Брянской области от 08.06.2009 N 45-З)

7) коррупционный фактор — положение нормативного правового акта, проекта нормативного правового акта, которое может способствовать проявлению коррупции при применении нормативного правового акта, в том числе может стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их;

(пп. 7 в ред. Закона Брянской области от 08.06.2009 N 45-З)

8) предупреждение коррупции — деятельность субъектов антикоррупционной политики, направленная на выявление, изучение и устранение явлений, порождающих коррупцию, а также способствующих ее распространению.

 

Статья 4. Исключена. — Закон Брянской области от 08.06.2009 N 45-З.

Раздел II. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОРРУПЦИИ

Статья 5. Меры предупреждения коррупционных правонарушений

Предупреждение коррупционных правонарушений осуществляется путем применения следующих мер:

1) разработки и реализации областной антикоррупционной программы, антикоррупционных программ муниципальных образований;

2) проведения антикоррупционной экспертизы законов, иных нормативных правовых актов, проектов законов и проектов иных нормативных правовых актов;

(пп. 2 в ред. Закона Брянской области от 08.06.2009 N 45-З)

3) антикоррупционного мониторинга;

4) антикоррупционных воспитания и пропаганды; регулярного освещения в средствах массовой информации вопросов о состоянии коррупции и реализации мер антикоррупционной политики в Брянской области;

5) оказания государственной поддержки формированию и деятельности общественных объединений, создаваемых в целях противодействия коррупции;

6) иных мер, предусмотренных законодательством.

Статья 6. Антикоррупционная программа

1. Антикоррупционная программа является комплексной мерой антикоррупционной политики, обеспечивающей согласованное применение правовых, экономических, образовательных, воспитательных, организационных и иных мер, направленных на противодействие коррупции в Брянской области.

2. Разработка проекта антикоррупционной программы Брянской области осуществляется администрацией Брянской области в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Брянской области.

3. Антикоррупционные программы муниципальных образований разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном законодательством и муниципальными правовыми актами.

Статья 7 вступает в силу с момента создания комиссии Брянской областной Думы и администрации Брянской области (статья 16 данного документа).

Статья 7. Антикоррупционная экспертиза законов Брянской области и проектов законов Брянской области

(в ред. Закона Брянской области от 08.06.2009 N 45-З)

1. Антикоррупционная экспертиза законов Брянской области, проектов законов Брянской области (далее, если не оговорено особо, — законопроект) проводится в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.

2. Антикоррупционная экспертиза проводится в отношении законов Брянской области, проектов законов Брянской области, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций, учреждаемых органами государственной власти Брянской области, или имеющих межведомственный характер.

3. Решение о проведении антикоррупционной экспертизы действующего закона Брянской области принимается Губернатором Брянской области, Советом Брянской областной Думы по их инициативе или по предложению лиц, наделенных в соответствии с Уставом Брянской области правом законодательной инициативы.

4. Антикоррупционная экспертиза действующих законов Брянской области проводится комиссией Брянской областной Думы и администрации Брянской области по антикоррупционной экспертизе законов Брянской области, проектов законов Брянской области, положение о которой утверждается постановлением Брянской областной Думы.

5. Антикоррупционная экспертиза проектов законов Брянской области проводится структурными подразделениями Брянской областной Думы, администрации Брянской области, наделенными соответствующими полномочиями.

6. Выводы антикоррупционной экспертизы отражаются в заключении.

Статья 8. Антикоррупционная экспертиза иных нормативных правовых актов и их проектов

(в ред. Закона Брянской области от 08.06.2009 N 45-З)

1. Антикоррупционная экспертиза иных нормативных правовых актов и их проектов проводится в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.

2. Антикоррупционная экспертиза проводится в отношении нормативных правовых актов и их проектов Брянской областной Думы, Губернатора Брянской области, исполнительных органов государственной власти Брянской области, а также нормативных правовых актов муниципальных образований Брянской области, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций, учреждаемых органами государственной власти Брянской области, органами местного самоуправления Брянской области, или имеющих межведомственный характер.

3. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов Брянской областной Думы, Губернатора Брянской области, исполнительных органов государственной власти Брянской области проводится структурными подразделениями вышеуказанных органов государственной власти, наделенными полномочиями по проведению антикоррупционной экспертизы.

4. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Брянской области может осуществляться также структурным подразделением администрации Брянской области, наделенным полномочиями по проведению антикоррупционной экспертизы Губернатором Брянской области.

5. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов муниципальных образований Брянской области осуществляется структурным подразделением администрации Брянской области, уполномоченным на ведение регистра муниципальных нормативных правовых актов Брянской области.

6. По результатам антикоррупционной экспертизы составляется заключение.

Статья 9. Коррупционные факторы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов

(в ред. Закона Брянской области от 08.06.2009 N 45-З)

Коррупционными факторами, на наличие которых должны анализироваться нормативные правовые акты, проекты нормативных правовых актов при проведении антикоррупционной экспертизы, являются:

1. Факторы, связанные с реализацией полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления, которые выражаются в:

1) широте дискреционных полномочий — отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения, наличии дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);

2) определении компетенции по формуле «вправе» — диспозитивном установлении возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;

3) наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, — установлении неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;

4) злоупотреблении правом заявителя органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) — отсутствии четкой регламентации прав граждан и организаций;

5) выборочном изменении объема прав — возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);

6) чрезмерной свободе подзаконного нормотворчества — наличии бланкетных и отсылочных норм, приводящем к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;

7) принятии нормативного правового акта сверх компетенции — нарушении компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;

8) заполнении законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий — установлении общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;

9) юридико-лингвистической неопределенности — употреблении неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.

2. Факторы, связанные с наличием правовых пробелов, свидетельствующие об отсутствии правового регулирования вопросов в нормативном правовом акте, проекте нормативного правового акта и выражающиеся в:

1) существовании собственно пробела в правовом регулировании — отсутствии в проекте документа нормы, регулирующей определенные правоотношения, виды деятельности и так далее;

2) отсутствии административных процедур — отсутствии порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;

3) отказе от конкурсных (аукционных) процедур — закреплении административного порядка предоставления права (блага);

4) отсутствии запретов и ограничений для органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) — отсутствии превентивных антикоррупционных норм, определяющих статус государственных (муниципальных) служащих в коррупциогенных отраслях;

5) отсутствии мер ответственности органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) — отсутствии норм о юридической ответственности служащих, а также норм об обжаловании их действий (бездействия) и решений;

6) отсутствии указания на формы, виды контроля за органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) — отсутствии норм, обеспечивающих возможность осуществления контроля, в том числе общественного, за действиями органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц, государственных и муниципальных служащих);

7) нарушении режима прозрачности информации — отсутствии норм, предусматривающих раскрытие информации о деятельности органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц), и порядка получения информации по запросам граждан и организаций.

3. Факторы системного характера.

Факторами системного характера являются факторы, обнаружить которые можно при комплексном анализе проекта документа, — нормативные коллизии.

Нормативные коллизии — противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.

На наличие такого коррупционного фактора указывает любой вид коллизии, если возможность ее разрешения зависит от усмотрения органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц).

Статья 10. Антикоррупционный мониторинг

1. Антикоррупционный мониторинг включает мониторинг коррупции, коррупциогенных факторов и мер антикоррупционной политики.

2. Мониторинг коррупции и коррупциогенных факторов проводится в целях обеспечения разработки и реализации антикоррупционных программ путем анализа документов, проведения опросов и экспериментов, обработки, оценки и интерпретации данных о проявлениях коррупции.

3. Мониторинг мер реализации антикоррупционной политики проводится в целях обеспечения оценки эффективности таких мер, в том числе реализуемых посредством антикоррупционных программ, и осуществляется путем наблюдения результатов применения мер предупреждения, пресечения коррупции, анализа и оценки полученных в результате такого наблюдения данных; разработки прогнозов будущего состояния и тенденций развития соответствующих мер.

4. Решения о проведении антикоррупционного мониторинга принимаются администрацией Брянской области, органами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией и при необходимости могут финансироваться из областного бюджета, местного бюджета.

5. Результаты мониторинга коррупционных факторов и мер реализации антикоррупционной политики являются основой для разработки проекта антикоррупционной программы либо для внесения изменений в действующую программу.

(в ред. Закона Брянской области от 08.06.2009 N 45-З)

6. Информация о выявленных в результате мониторинга нарушениях действующего законодательства, прав конкретных лиц либо категории лиц направляется в правоохранительные органы Брянской области.

Статья 11. Антикоррупционные воспитание и пропаганда

1. Антикоррупционное воспитание является целенаправленным процессом обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, основанным на дополнительных общеобразовательных и профессиональных образовательных программах, разработанных в рамках регионального компонента государственных образовательных стандартов и реализуемых в образовательных учреждениях среднего общего и высшего профессионального образования для решения задач формирования антикоррупционного мировоззрения, повышения уровня правосознания и правовой культуры, а также подготовки и переподготовки специалистов соответствующей квалификации.

2. Организация антикоррупционного воспитания осуществляется органом исполнительной власти Брянской области, выполняющим функции по организации предоставления общего и профессионального образования, и реализуется во взаимодействии с субъектами антикоррупционной политики на базе образовательных учреждений Брянской области в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Брянской области.

3. Антикоррупционная пропаганда представляет собой целенаправленную деятельность средств массовой информации, координируемую и стимулируемую системой государственных заказов, содержанием которой является просветительская работа в обществе по вопросам противостояния коррупции в любых ее проявлениях, укрепление доверия к власти.

4. Организация антикоррупционной пропаганды осуществляется органом исполнительной власти Брянской области, выполняющим функции по вопросам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, и реализуется во взаимодействии с субъектами антикоррупционной политики в соответствии с Законом Российской Федерации «О средствах массовой информации», другими федеральными нормативными правовыми актами, законами и нормативными правовыми актами Брянской области, регулирующими отношения по получению и распространению массовой информации.

Статья 12. Оказание государственной поддержки формированию и деятельности общественных объединений, создаваемых в целях противодействия коррупции

1. Государственная поддержка формированию и деятельности общественных объединений, создаваемых на территории Брянской области в целях противодействия коррупции, представляет собой совокупность организационных, организационно-технических, правовых, экономических и иных мер, направленных на укрепление и развитие общественных объединений, некоммерческих организаций, автономных некоммерческих организаций, имеющих и реализующих в качестве уставных целей и задач противодействие коррупции.

2. Государственная поддержка формирования и деятельности общественных объединений, создаваемых в целях противодействия коррупции, регулируется законодательством Брянской области.

Статья 13. Совещательные и экспертные органы

1. Субъекты антикоррупционной политики могут создавать совещательные и экспертные органы из числа представителей органов государственной власти, иных государственных органов Брянской области, органов местного самоуправления, правоохранительных органов, государственных организаций, общественных объединений, научных, образовательных учреждений, иных организаций и лиц, специализирующихся на изучении проблем коррупции.

2. Порядок формирования и деятельности совещательных и экспертных органов, их полномочия, персональный состав определяются соответствующими органами государственной власти, иными государственными органами Брянской области, органами местного самоуправления, правоохранительными органами, государственными организациями и общественными объединениями, при которых они создаются.

Статья 14. Отчеты о реализации мер антикоррупционной политики

1. Администрация Брянской области ежегодно к 1 февраля текущего года представляет в Брянскую областную Думу отчеты о реализации мер антикоррупционной политики за прошедший календарный год. Копия отчетов направляется в прокуратуру Брянской области.

2. В качестве обязательных в такие отчеты подлежат включению данные о результатах реализации антикоррупционных программ, выполнении иных обязательных для субъектов антикоррупционной политики положений настоящего Закона.

3. Ежегодный отчет о состоянии коррупции подлежит официальному опубликованию, за исключением содержащихся в нем сведений, не подлежащих разглашению в соответствии с федеральными законами.

Раздел III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 15. Ответственность за нарушение настоящего Закона

Несоблюдение требований настоящего Закона влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Статья 16. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

Статья 7 вступает в силу с момента создания комиссии Брянской областной Думы и администрации Брянской области.

Губернатор Брянской области

Н.В.ДЕНИН

г. Брянск

11 июля 2007 года

N 105-З


Понравилась статья? Порекомендуйте ее друзьям!
Яндекс.Метрика
WordPress Lessons
Сайт использует cookie-файлы и другие аналогичные технологии. Если, прочитав это сообщение, вы останетесь на сайте, это означает, что вы не против использования этих технологий.