Мы за максимальную открытость власти


Департамент внутренней политики создан в этом году в правительстве Брянской области. О функциях и задачах нового органа исполнительной власти в интервью РИА Новости рассказал куратор департамента — заместитель председателя правительства Брянской области Александр Макаров.
— Александр Николаевич, начнем с определений. Департамент внутренней политики — это…
— Это орган исполнительной власти, главной задачей которого является проведение единой государственной политики в сфере местного самоуправления, печати и СМИ, взаимодействие с политическими партиями, общественными, национальными объединениями, институтами гражданского общества. Департаменты внутренней политики —это своего рода лакмусовая бумага для выявления настроений людей, их мнений по тем или иным важнейшим направлениям государственной политики.
Работа департамента — это, прежде всего, правовая, аналитическая деятельность. Взаимодействие с муниципальными образованиями, а их сегодня на территории области 289, включает в себя очень широкий круг вопросов. И основное здесь — оказание практической и методической помощи по реализации 131-го федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Кроме того, департамент проводит изучение социально-экономической ситуации в муниципалитетах, занимается вопросами образования, преобразования, упразднения административно-территориальных единиц и муниципальных образований, установления или изменения их границ, подготовкой соответствующих проектов законов на утверждение в Брянскую областную думу.

— Как власти Брянской области взаимодействуют с органами местного самоуправления?
— Формы поддержки самые разнообразные, ведь любые планы, благие намерения должны подкрепляться и конкретным делом, и полновесным рублем. Но так было не всегда. Ситуация кардинально изменилась только с приходом команды губернатора Николая Денина.
Начиная с 2005 года проводится конкурс на лучшее муниципальное образование Брянской области. С тех пор муниципальным образованиям уже вручено 27 автомобилей, современное компьютерное оборудование, другая необходимая техника.
С 2008 года среди муниципальных районов проходит праздник урожая. Победители определяются по важнейшим сельскохозяйственным показателям, выделяются значительные денежные средства. Это порядка 60-80миллионов рублей, которые идут на благоустройство районных центров. Благодаря такой практике за последние шесть лет администрацией области было выделено около 400 миллионов рублей на благоустройство 15 районных центров.

— Получается, быть лучшими в Брянской области не только почетно, но и выгодно?
— Слово «выгодно» здесь не совсем подходит. Конечная цель грантовой поддержки муниципальных образований — это серьезный стимул для органов местного самоуправления развиваться, укреплять материально-техническую базу своих муниципалитетов. Ведь лучшими становятся не по взмаху волшебной палочки, а только благодаря реализации планов социально-экономического развития территорий, собственной работе, собственным вложениям.
Для того, чтобы вложить, нужно уметь заработать и максимально эффективно расходовать каждый рубль, каждую копейку. Поэтому грамотных управленцев, настоящих рачительных хозяев своих городов и поселений, которые работают на результат, нужно поощрять. И эта практика будет обязательно продолжена.

— Бюджеты сельских поселений практически на 80-90% формируются за счет ассигнований из области. У сельских глав ограничены возможности получения собственных доходов. А люди на местах со своими просьбами, проблемами- отремонтировать или почистить дорогу, спилить дерево — приходят именно к местной власти. Как удается справляться с этим?
— Резервы есть всегда. Просто нужно их искать, учиться зарабатывать деньги самостоятельно. И здесь опять мы возвращаемся к слову «хозяин», который должен быть в каждом поселении. Это человек, имеющий необходимые опыт и знания, чтобы исполнять свои полномочия. Кадровая проблема, особенно в сельских поселениях, стоит наиболее остро. Но и она постепенно решается.
За последние годы нам удалось организовать повышение квалификации в общей сложности более 800 работников органов местного самоуправления. А уже после прохождения азов организации муниципальной службы, повышения экономической грамотности, лучшие «университеты» — это практическая, изо дня в день работа на местах. И эта работа ведется.
В этом году сформирована единая областная программа развития сельских поселений Брянской области на 2013-2018 годы. С ее помощью должны решаться такие задачи, как увеличение рабочих мест на селе, развитие фермерских хозяйств и семейных ферм, поддержка малого и среднего бизнеса, расширение перечня государственных и муниципальных услуг для жителей сельской местности, привлечение инвестиций в сельские муниципальные образования.

— Брянскую область часто называют западными воротами России. Что делает регион, чтобы эти ворота выглядели наилучшим образом?
— У нас 37 городских и сельских поселений имеют общую границу с Украиной и Белоруссией, поэтому развитие приграничных территорий для областной власти всегда было приоритетным направлением работы. В целях их поддержки в 2012 году был объявлен конкурс на лучшую программу социально-экономического развития приграничного поселения Брянской области.
В этом году были определены пять победителей. Каждое из этих муниципальных образований получит от 6 до 7 миллионов рублей, которые будут направлены на социально-экономическое развитие, благоустройство территорий. Общая сумма грантовой поддержки из областного бюджета составит 32 миллиона рублей.

— Какие проблемы высветила реформа местного самоуправления в Брянской области?
— В связи с реализацией федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в разы выросло не только количество муниципальных образований, но и, соответственно, руководителей. Одновременно существуют, например, муниципальное образование района и муниципальное образование городского поселения, являющегося центром того же района. Образно говоря, появился человеческий фактор, и руководящие кадры не всегда могут решить, кто главнее. В итоге страдает дело.
Эта проблема стала толчком к внесению поправок в федеральный закон. И теперь администрации некоторых районов с октября 2014 года будут осуществлять полномочия и городских администраций. В настоящее время уже внесены изменения в уставы МО «Карачевский район» и»Карачевское городское поселений», МО «Дятьковский район» и «Дятьковское городское поселение».
Помимо того, реформа высветила финансовую несамостоятельность основной массы муниципалитетов и, что не менее важно, низкую социальную активность граждан, медленное развитие на местном уровне институтов гражданского общества. Понимаете, одно дело сказать «мне не нравится», другое — пойти и сделать самому. Вот с этим, последним, у нас проблема, потому как критиковать власть всегда легче, чем подумать, предложить разумное и эффективное решение проблемы и помочь воплотить его в жизнь.

— В 2012 году были внесены поправки в федеральный закон «О политических партиях», который значительно упростил процедуру их регистрации. Как это отразилось на региональном политическом поле?
— Лучше всего охарактеризуют ситуацию на Брянщине не слова, а цифры. До внесения поправок в этот закон на территории области было зарегистрировано восемь региональных отделений политических партий, в частности, «Единой России», КПРФ, «Справедливой России», ЛДПР.
За минувший год — с июня 2012 по июнь 2013 года — количество политических партий и движений, зарегистрировавших в Минюсте свои региональные отделения, выросло до 39. Сегодня у нас работают отделения партий «Новая Россия», «Гражданская платформа», движения «Суть времени» и многих других. Участвуя в жизни страны, области, района, люди хотят реализовать свои планы, амбиции. Это нормально для демократического общества.
Кроме политических партий, на территории области работают более тысячи некоммерческих общественных объединений и организаций. Многие из них ведут активную работу в нашем регионе и нацелены на взаимодействие и сотрудничество с региональной властью, жителями Брянщины.

— А с чем конкретно идут представители общественных объединений к губернатору Брянской области?
— Вопросов множество. Это помощь и поддержка в реализации проектов, проработка социальной значимости инициатив НКО, их обсуждение, представление Брянской области на всероссийских съездах, форумах и многое другое.
Только с апреля 2013 года по поручению губернатора Брянской области департамент внутренней политики организовал и провел несколько значимых мероприятий. К примеру, 19 вдов и матерей, представителей общероссийской общественной организации семей погибших защитников Отечества, приняли участие в экскурсионно-культурной поездке в Москву.
В июле при поддержке правительства Брянской области представители ветеранских организаций приняли участие в торжественных мероприятиях в Калининграде, посвященных открытию единственного в России памятника-мемориала «Воинам-разведчикам». А на границе трех славянских государств у Монумента Дружбы прошла встреча 150 ветеранов Великой Отечественной войны и воинов-афганцев России, Украины и Белоруссии.

— Александр Николаевич, насколько совместима в одном департаменте работа управления по работе с муниципалитетами и институтами гражданского общества и управления по работе со СМИ? Это ведь как два полюса.
— А вы вспомните законы физики — полюсы притягиваются. А если серьезно и по существу, то ничего несовместимого в деятельности этих управлений нет. Районные газеты, телерадиокомпания «Брянская Губерния», учредителем которых является департамент, выходят на территории муниципальных образований и в первую очередь отображают жизнь региона и своих районов, результаты деятельности местных администраций, направленные на повышение качества жизни населения. Мы работаем на одном поле, поэтому это не взаимоисключающие, а взаимодополняющие направления нашей деятельности.
Функции департамента внутренней политики как одного из органов исполнительной власти Брянской области очень обширны, он должен уметь и делать многое. Единственное, кем он не должен быть, так это пожарным, то есть мы не должны тушить пожары разногласий, мы должны их предотвращать. Еще раз повторюсь, это не идеология, это аналитика, прогнозы, умение видеть на два шага вперед. Это необходимо для стабильного развития нашего региона, нашего общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Понравилась статья? Порекомендуйте ее друзьям!
Яндекс.Метрика
WordPress Lessons
Сайт использует cookie-файлы и другие аналогичные технологии. Если, прочитав это сообщение, вы останетесь на сайте, это означает, что вы не против использования этих технологий.